"Юганскнефтегаз" купила никому не известная фирма

Напомним, что 76,79 процента акций компании "Юганскнефтегаз" за 260 753 447 303 рубля и 18 копеек купила никому не известная компания "Байкалфинансгрупп", зарегистрированная в городе Твери.

Беспрецедентные меры по охране здания Госстандарта, где проходил аукцион (овчарки на входе, металлоискатели, сотрудники спецслужб возле каждого лифта, коридор, в который загнали журналистов, - ни шагу, ни вправо, ни влево), свидетельствовали о том, что службы безопасности ждут провокаций. Это не отрицали и официальные представители РФФИ. "Все возможно", - сказал корреспонденту "РГ" один из них.

Аукцион по продаже 43 арестованных акций, составляющих 76,79 процента от уставного капитала "Юганскнефтегаза", начался ровно в 16.00. Однако вместо ожидавшихся четырех претендентов, о которых было заявлено ранее, в зале присутствовали лишь двое: та самая тверская "Байкалфинансгрупп", заявка которого была принята 16 декабря, и "Газпромнефть", заявившая о себе 17 декабря.

Как ожидалось ранее, кроме них, в торгах хотели участвовать также "Первая венчурная компания" и ЗАО "Интерком". Но, как пояснили позже представители РФФИ, первый из них "участвовать в торгах на самом деле не хотел, а только занимался пиаром", а второй "так и не внес залога".

Что же касается "Газпромнефти", то, напомним, накануне западные банки воздержались в предоставлении кредита "Газпрому" под эту сделку в размере 150 миллиардов рублей. Это произошло после решения американского суда, который наложил запрет на операции с активами "ЮКОСа". Если бы сделка была признана незаконной международными инстанциями, кредит бы подвис, а западные банки могли бы попасть под судебное преследование со стороны американского правосудия. Представители "Газпрома" объявляли, что смогут найти деньги и внутри России.

Аукцион начался с разъяснения правил торгов. Участникам не разрешалось ходить по залу, громко разговаривать, курить и звонить по телефону. За пакет просили стартовую цену 246 753 447 303 рубля 18 копеек. Шаг аукциона составлял 2800 миллионов рублей. Первым в борьбу включился "Байкалфинансгрупп", обозначив сразу цену в 260 753 447 303 рубля 18 копеек, то есть почти на 800 миллионов долларов дороже стартовой цены.

Все ждали, что ответит "Газпромнефть". Однако его представитель неожиданно выразил желание сделать "один звонок". Председатель отлучку разрешил, не возражал и участник под номером один. Через пару минут представитель "Газпромнефти" возвратился и отказался от участия в торгах. А члены комиссии поздравили "Байкалфинансгрупп" с победой и отправились подписывать протокол о том, что аукцион состоялся.

Если весь процесс торгов занял около 7 минут, то протокол подписывали более 3 часов.

На итоговой пресс-конференции и.о. председателя РФФИ Юрий Петров заявил, что он не в курсе "родословной" компании, заметив лишь, что в ближайшее время победитель изъявил желание провести собственную пресс-конференцию.

Тогда журналисты спросили, через какие хотя бы банки переводили залоговые деньги для участия в аукционе компании. Выяснилось, что "Балканфинансгрупп" перевела деньги через Сбербанк, а о "Газпромнефти" устроители аукциона умолчали.

Судя по сообщениям информагентств, компания "Байкалфинансгрупп" зарегистрирована в Твери. В трехэтажном здании помимо нее "числятся" еще как минимум 150 фирм.

Как проинформировал вчера официальный представитель Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимир Зеленцов, "Байкалфинансгрупп" может перечислить деньги за 76,79% акций ОАО "Юганскнефтегаз" до 3 января 2005 года. Однако, по словам Зеленцова, если победитель не заплатит до 3 января, так как срок оплаты попадает на праздники, у него будет возможность сделать это после праздников - 11 января.

"Фирма перечислила залог в размере 1,7 миллиарда рублей, - заявил, кроме того, начальник Управления Минюста РФ по городу Москве г-н Буксман. - Если в течение двух недель фирма не перечислит остальную сумму, она потеряет свой задаток, а аукцион будет признан несостоявшимся и имущество "Юганскнефтегаза" отойдет к государству". Другие представители этого ведомства неофициально выразили мнение, что государство устроит тогда повторные торги, на которых снизит цену. А пока суд да дело, говорят представители минюста, "Газпромнефть" может урегулировать вопросы с американским судом и участвовать во вторичных торгах с уже более уверенных позиций. "Во всяком случае, задача РФФИ выполнена - мы провели аукцион", - в свою очередь заявляют представители этого ведомства. Они также отвергают обвинения некоторых наблюдателей в том, что торги прошли с нарушением закона.

Представители РФФИ уверенно заявляют, что, раз "Газпромнефть" не сделал ни единой ставки на торгах, он, стало быть, в них и не участвовал, и американских законов не нарушал. Но даже если бы и участвовал, уточняют они, между США и Россией нет договоренности соблюдать судебные решения друг друга, и постановление американского суда может иметь в России лишь рекомендательный характер.

Аукцион, завершившийся столь стремительно, до самого своего начала висел на волоске. После решения американского суда (суд штата Техас запретил проводить какие-либо операции с арестованными активами "ЮКОСа" и призвал "приостановить" аукцион на 10 дней) премьер Михаил Фрадков сделал заявление, что проводить аукцион или нет - внутреннее дело России, для которой приоритетным является собственное законодательство, а не мнение иностранной Фемиды.

Досье "РГ"

"Юганскнефтегаз" - основной добывающий актив "ЮКОСа", а если говорить проще: компания, которая делала "ЮКОСу" все его деньги. Она, как и вообще все счета и активы "ЮКОСа" и его основных "дочек", оказалась в результате известных событий арестована, и в счет погашения налогового долга Минюст РФ решил продать "Юганскнефтегаз".

Деньги, вырученные государством на этом аукционе, должны пойти на погашение консолидированной задолженности "ЮКОСа" (27,5 миллиарда долларов). Дело об уклонении этой компании от налогов тянется уже год, за который капитализация (стоимость) компании сократилась на 30 миллиардов долларов, что даже превышает налоговые претензии к ней. Пока "ЮКОС" смог выплатить только 3,5 миллиарда долларов, и даже после успешной продажи "Юганскнефтегаза" налоговикам останется найти в компании еще 13,5 миллиарда долларов, чтобы оставить ее в покое. Но понятно, что без "Юганскнефтегаза" "ЮКОС" вряд ли сможет существовать.