08.12.2004 00:30
    Поделиться

    Состоялось вручение премии Станиславского

    Нынешние торжества были отмечены целой чередой событий: презентацией альбома к 100-летию "Вишневого сада" и огромным театральным марафоном "Сезон Станиславского", длившимся с 22 октября по 7 декабря, на котором были показаны спектакли лауреатов премии прошлых лет, в том числе мировая премьера совместного проекта театров "Мено Фортас" и "Балтийский дом" "Песнь песней" в постановке Эймунтаса Някрошюса.

    "Песнь песней" с ее пастухами и стадами, с ее притчевым многоголосием, в котором овцы и птицы, сады и цветы, юноши и девушки, зимы и весны, олени и тени составляют единый образный мир, позволяет Някрошюсу сочинять свободно и страстно.

    Понять, как быстрые, судорожные движения девушек, звуки колокольцев или двурогой металлической рогатины, стоящей по центру, плетение тонкой паутины из обыкновенных ниток - как все это соотносится с текстом Соломоновой песни, трудно, да и не нужно. Девушка - страстная бедная овечка, выделенная из людского хора, в мунковском трагическом крике открывает рот, глаза ее расширены, кажется, что они вбирают в себя всю муку ожидания, всю бессмысленную и прекрасную жажду любви. С каждым новым выдохом-криком она пытается выдохнуть, выкрикнуть о распирающем ее чувстве. Юноша (настороженный и внимательный Салвиюс Трепулис) - и в этом особая нежность и юмор някрошюсовских метафор - осторожно принимает страсть женщины. Беглые, точно птичьи, касания, поцелуи на лету долго оставляют его в пугливом недоумении. Пока, наконец, он сам не отвечает ей стремительным, но осознанным лобзанием.

    Ожидание пряной эротики долго держит зрителей в напряжении. Но ее здесь и в помине нет. Някрошюс гораздо сильнее, чем "лобзание уст", слышит другие темы "Песни": "Встретили меня стражи, обходящие город; избили меня". Бедное, изможденное, страстное тело женщины, горячечный, точно в болезни, огонь глаз - все говорит о том, что ничего изысканного нет в любовном томлении. Это болезнь и война, это ожесточение и ужас. Запертый сад - вот кровавое место действия "Песни" Някрошюса. Овца, которую ведут на заклание, остригают и оставляют обнаженной - вот образ той мучительной эротики, которую сочиняет Някрошюс.

    Но эта работа заставляет задуматься и совсем о другом: о предельности и энергетической емкости актерского существования, о том, что актер в театре Някрошюса способен на то, на что мало кто сегодня способен: творить всем своим существом. О том, что литовский мастер продолжает настаивать на живой, смертельно опасной и страстной сущности театра.

    Завершился праздничный сезон вручением премии Станиславского 2004 года. Ее лауреатами стали замечательный исследователь и историк культуры Майя Туровская за вклад в современное театроведение, режиссер Миндаугас Карбаускис, актер Малого театра Валерий Баринов, актриса театра "Мастерская Фоменко" Галина Тюнина, режиссер Самарского театра драмы Юрий Копылов за многолетнее строительство театра. Премией "За строительство театра" отмечен также Юрий Погребничко, создатель уникального театра "Около дома Станиславского", по трагическому стечению обстоятельств сгоревшего почти месяц назад.

    За вклад в развитие актерского искусства премией Станиславского были награждены выдающаяся немецкая актриса Ютта Лампе, у нас больше известная по работе в чеховских спектаклях Питера Штайна и театра "Шаубюне", и блистательная Алиса Фрейндлих, просто известная всем. За вклад в развитие театра были награждены еще двое поистине выдающихся - драматург Людмила Петрушевская и художник Давид Боровский.

    Поделиться