27.10.2004 02:00
    Поделиться

    Что важнее деловой репутации?

    Теперь и у коммерческих компаний есть свой "черный список". Недавно там появилась первая запись - некая консалтинговая фирма, которая подвела своих партнеров. Ее "имя" стало известно всему бизнес-сообществу, которое по Интернету и через деловую прессу было оповещено о решении Объединенной комиссии по корпоративной и деловой этике при РСПП.

    Это что, спросите вы меня, новый способ сведения деловых счетов: раньше, мол, стреляли, теперь список завели? Ничего подобного. Это первый шаг к цивилизованному бизнесу.

    Замечу, что добиться стойкого успеха смогут лишь те компании, которые соответствуют нормам корпоративной культуры. Первое условие - это порядочность как со стороны менеджеров, принимающих решения, так и самой компании, вступающей в партнерские отношения. Второе - прозрачность ведения бизнеса. Третье - корпоративное управление, выстроенное по высшим общепринятым стандартам. И, наконец, четвертое - это социальная ответственность бизнеса. Для российского предпринимательства, только что вышедшего из пеленок первичного накопления капитала, выполнить все эти условия - задача не из простых. Особенно щепетилен вопрос порядочности. В бизнесе нельзя жить "с вывернутыми карманами". Свой интерес всегда ближе к телу, в противном случае - останешься на бобах. Как одновременно соблюсти выгоду для себя и не "утопить" при этом конкурента? Здесь надо уметь вовремя остановиться, придержать аппетит. То есть действовать в разумных пределах.

    Два года назад РСПП определил такие рамки, приняв Хартию корпоративной и деловой этики. Вскоре к ней присоединились общественные организации малого и среднего бизнеса. Позже нашим партнером стала и Американская торговая палата, поскольку более 400 компаний США ведут в России свой бизнес. Так была создана Объединенная комиссия по корпоративной и деловой этике при РСПП. В ее состав входят арбитры, председатель, два заместителя и ответственный секретарь. Численность арбитров не ограничена. Сейчас их 69. Это известные российские и международные юристы, предприниматели, у которых есть и авторитет, и большой опыт.

    Скепсиса у комментаторов по поводу создания нашей комиссии было предостаточно. Дескать, как дойдет до разбора полетов, каждая компания будет смотреть в свой карман. И никакой авторитет предпринимательского сообщества здесь не указ. Однако во всем мире существует практика применения альтернативных способов разрешения коммерческих споров. Например, в США 90 процентов исков разрешается с помощью примирительных процедур до начала судебного разбирательства. В Англии - четверть дел официальный суд принудительно отправляет на несудебное посредничество или медиацию, как у них говорят. И 85 процентов из них заканчиваются реальным примирением сторон. В Китае официальные инстанции вообще не рассматривают коммерческий спор, если он не прошел стадию альтернативного разбирательства. Так что нашему бизнесу есть с кого брать пример.

    Не скажу, что за два года мы добились каких-то сногсшибательных результатов. Но скептики были посрамлены. Как показал опыт первых разбирательств, наш бизнес хочет и может договариваться, причем согласие чаще всего удается добиться уже на начальных этапах рассмотрения. Существуют три ступени альтернативного разрешения коммерческих споров. Первая - это переговоры, когда стороны пытаются достичь взаимоприемлемых соглашений без участия "рефери". Вторая - посредничество, когда нейтральный медиатор делает все, чтобы привести к ситуации так называемого обоюдного выигрыша. И если все это не сработало, тогда за дело берется третейский суд, которому компании сами добровольно дают полномочия вынести обязательное для них решение. Каждая сторона выбирает себе по арбитру, а те - председателя. И третейский суд начинает работать.

    Безусловно, набор инструментов для наказания весьма ограничен, но и его вполне достаточно, чтобы "привести в чувство". Во-первых, виновной стороне выносят общественное порицание. И когда компания получает негативный пиар, это серьезный сигнал для ее партнеров.

    Во-вторых, бюро правлений РСПП, "Деловой России" и "ОПОРы" могут рекомендовать исключить нарушителей деловой этики из своих организаций. И, в-третьих, уже на крайний случай компанию вносят в список неблагонадежных корпоративных партнеров с оповещением всех корпораций, работающих в России. Надо сказать, что до третейского суда пока дошло только одно разбирательство. В результате фирма, на которую подали "иск", попала в "черный список". Теперь все бизнес-сообщество знает, что с ней опасно иметь дело.

    Поверьте, деловая репутация для бизнеса дороже всего. И разумный игрок сделает все, чтобы избежать такого поворота в своей судьбе. У нас был такой случай. Малые нефтяные компании обвинили крупную нефтяную компанию в том, что ее "дочки" не дают им прокачивать нефть по нефтепроводу, который принадлежит ответчику. Это дело дошло до арбитров. Они приняли решение, что "дочки" действительно нарушают принципы деловой и корпоративной этики. Этого было достаточно, чтобы закрыть спор. И малые компании благополучно продолжили свою работу.

    Все это крайне важно. В России нет государственного института, рассматривающего конфликтные ситуации в целом. А ведь порой они развиваются годы: сделки и претензии наслаиваются друг на друга. Но суд рассматривает лишь один конкретный эпизод. И поэтому ему трудно обеспечить принятие справедливого оперативного решения бизнес-споров. Мы знаем также о случаях политического и корпоративного давления, о подкупе судей, о затяжном рассмотрении споров, потому что судов не хватает, а очереди - дикие. Не случайно предприниматели, инвесторы, которые к нам обращаются, чаще всего имеют на руках несколько десятков судебных решений. Но толку от них никакого - конфликт так и не решен. Вот почему такие общественные разбирательства крайне важны для нашего цеха. И здесь не может быть никакого сведения счетов! Цель Объединенной комиссии по корпоративной и деловой этике - найти эффективное решение спора именно с позиции разума, а не силы. И оставить после себя мир, а не выжженную землю. Это скорее врачебный процесс, чем карательный. Но в то же время здесь работают терапевты, а не хирурги.

    Конечно, до идеальных отношений внутри бизнес-сообщества еще очень далеко. Будут и недовольные, как та фирма, которую внесли в "черный список". Но зато теперь компании знают, что захват предприятий, размыв пакета акций, недобросовестная конкуренция, невыполнение партнерских обязательств не останутся без внимания. И вариант "все шито-крыто" уже не пройдет.

    Поделиться