17.09.2004 01:00
    Поделиться

    Собака - враг террориста

    Найти в Кизитериновской балке Ростова кинологическую школу оказалось нетрудно: собачий лай доносится издалека. А вот проникнуть за высокий забор можно только по пропускам.

    Знакомство с уникальным учебным центром начинается с беседы с начальником цикла кинологии полковником милиции Олегом Ильинским:

    - Когда в Беслане произошла трагедия, туда немедленно отправились кинологи с собаками, - рассказывает Ильинский. - Они участвовали и в поисках частей самолета, рухнувшего недавно в нашей области. Сход ледника Колка в Кармадонском ущелье, наводнение в Ставропольском крае, районы землетрясений - везде, где случилась беда, людям помогают наши хорошо обученные питомцы.

    Необходимость в собаках-полицейских огромная. К сожалению, потребность в них все время растет, а центров, подобных ростовскому, на весь мир - единицы. Методики, с помощью которых привычный четвероногий друг становится эффективнее автомата, - достояние российских спецслужб. Неудивительно, что сейчас школа практически целиком существует за счет обучения кинологов-иностранцев. Курс обходится им в 140 тысяч рублей. Для российских кинологов это тоже стоит недешево - 60 - 65 тысяч. Дороже всего получается научить собаку определять взрывчатые вещества, но, как говорится, игра стоит свеч.

    - Каждый год школа выпускает 200-250 питомцев, - говорит полковник Ильинский. - Они разъезжаются по всем уголкам страны - от Норильска до Краснодара. Мы готовим собак и для 11 иностранных держав. В число государств, которые направляют на обучение своих кинологов с их четвероногими спутниками, кроме Афганистана, Алжира, Болгарии и Монголии входят даже такие экзотические, как Мадагаскар, острова Сан-Томе и Принсипи.

    Ростовским специалистам довелось готовить собак-телохранителей для лидеров многих государств. Для Фиделя Кастро выучили метиса - помесь спаниеля с фокстерьером - по кличке Никсон. Он безошибочно распознавал взрывчатые вещества и не раз спасал жизнь своего хозяина. В Северной Корее перед посещением Ким Чен Ира любое здание обязательно обследуют ростовские питомцы. Даже в охране Ясира Арафата есть четвероногие телохранители из школы служебно-разыскного собаководства МВД России.

    Угрозы новейшего времени заставили специалистов школы пересмотреть систему подготовки животных. Сейчас собаки обучаются по нескольким направлениям: общеразыскной профиль, поиск и обнаружение взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, поиск наркотиков, человеческих останков и выборка по запаху.

    Мимо меня проносится немецкая овчарка. Она быстро и уверенно преодолевает полосу препятствий. За ней пытается угнаться небольшой спаниель.

    - Ну а с этой собачонки что взять? - спрашиваю я у кинолога старшего лейтенанта Александра Кирсанова.

    - Конечно, спаниель матерого преступника с ног не свалит, зато он прекрасно справится с обнаружением наркотиков, да и взрывчатку в аэропорту унюхает ничуть не хуже овчарки или ротвейлера. У каждого своя специализация. Для нас не важно, обладает ли собака внушительными габаритами и свирепой внешностью. В школе обучаются овчарки, ротвейлеры, спаниели, лабрадоры, эрдельтерьеры. Между человеком и собакой устанавливается особая связь, они даже внешне становятся похожими друг на друга. Когда у нас в центре снимался фильм "Ко мне, Мухтар!" с Юрием Никулиным в главной роли, можно было смело сказать, что собака оказалась достойным партнером замечательному артисту.

    - Раньше считалось, что пес не способен определить синтетические наркотики, только природные, - говорит начальник единственной в стране лаборатории по изучению проблем кинологии подполковник милиции Сергей Шкляревский. - Но мы разработали уникальные методики обучения, и сейчас наши питомцы могут распознать наркотики любого типа. Ходят невероятные слухи, что собаку специально кормят этой отравой, чтобы научить ее различать запах "дури" среди сотен других и, отслужив небольшой срок, она погибает. Полная чушь! Ведь собак не пичкают взрывчаткой для того, чтобы она запомнила это вещество. Между прочим, со взрывчаткой дело обстоит гораздо сложнее: достаточно малейшей дозе попасть в организм животного - и оно умирает. Поначалу в школе бывали случаи гибели собак, теперь мы действуем максимально осторожно. В лаборатории разработаны имитаторы запахов взрывчатых веществ. Они не требуют особых условий хранения, безопасны для собаки. И все же работа с настоящими веществами перспективнее, при этом важно, чтобы пес не подал голоса, ведь есть устройства, срабатывающие от акустического сигнала. А вот как наши собаки обозначают опасные вещества - секрет школы. Могу сказать одно: преступник, присутствующий при досмотре, никогда не догадается, что тайник обнаружен. Это поймет только кинолог.

    Поделиться