20.08.2004 03:00
    Поделиться

    Геннадий Батанов отвечает пенсионерам

    В извещении о состоянии индивидуального лицевого счета имеется три таблицы. Поясните, пожалуйста, что означает каждая из них, зачем они нужны?

    Напомню, что по новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой (ее обеспечивает государство вне зависимости от трудового вклада человека и финансирует из федерального бюджета), страховой (она зависит от зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов в Пенсионный фонд в течение всей трудовой биографии) и, наконец, накопительной. Как раз этими накопительными средствами в отличие от страховой части будущий пенсионер может распорядиться самостоятельно - и прирастить их, передав в доверительное управление частной структуре либо направив в один из НПФ, либо, если нет желания рисковать, оставить в распоряжении государства.

    На индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера (каждого застрахованного лица) отражаются начисленные и поступившие в Пенсионный фонд страховые взносы на накопительную (первая таблица) и страховую (вторая таблица) часть будущей пенсии. Что касается третьей, нижней таблицы, в ней гражданину дается расшифровка, как распределены поступившие взносы по страхователям (местам работы). Пока - только за 2002 год.

    Замечу, что на накопление направляется в среднем пока только 2 процента от фонда оплаты труда работника, а на страховую часть - 12 процентов. Сведения о персонификации средств за 2003 год каждый застрахованный получит в будущем году. Это очень важная таблица: по ней можно определить, какой из ваших работодателей не платил (или не доплатил) пенсионных страховых отчислений с вашей зарплаты.

    Как проверить правильность сумм отчислений, приведенных в таблицах? Что делать, если данные, полученные у работодателя, не совпадают с данными Пенсионного фонда? Как провести сверку данных и добиться исправления данных, указанных на лицевом счете?

    Если вам кажется, что с суммами отчислений что-то не так, первое, что нужно сделать, - это обратиться к работодателю, чтобы уточнить, правильно ли были начислены вам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Тарифы устанавливаются статьей 22 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 года. Если данные работодателя не соответствуют суммам, указанным в извещении, необходимо обратиться в территориальный орган ПФР и выяснить, почему это произошло. Возможно, это техническая ошибка. Но гораздо чаще страхователь (ваше предприятие) неправильно применяет тарифы, и в этом случае он обязан доначислить и доплатить страховые взносы, а также представить в ПФ корректирующие формы для исправления данных в лицевом счете.

    К сожалению, многие работники просто опасаются выяснять отношения с работодателем - а вдруг возникнут осложнения на работе?

    В принципе работник может и самостоятельно проверить данные в извещении. Для этого нужно обратным счетом определить сумму зарплаты, с которой были начислены страховые взносы. Для этого сумма страховых взносов делится на размер тарифа - 14, 2 или 12 процентов. Затем останется только элементарно сравнить полученные суммы с данными, указанными в собственных квитках по зарплате. Но опять-таки, если выявляются несоответствия, - придется официально обращаться и к работодателю, и в пенсионный орган.

    Могу подсказать одно: недоплаты (или вообще неуплата) страховых взносов носят обычно массовый характер - они касаются практически всех работников предприятия нарушителя. Поэтому для решения проблемы можно прибегнуть к помощи профсоюза, обратиться в трудовую инспекцию, в суд, наконец. То есть использовать те же формы воздействия на работодателя, которые предусмотрены Трудовым кодексом в случае невыплаты или задержки зарплаты.

    Вернемся к таблицам. Во второй из них, той, что отражает поступления средств на страховую часть пенсии, показаны взносы за 2002 и 2003 годы, а также их сумма. Однако взносы за 2002 год должны быть проиндексированы на 17,7 процента, чтобы уберечь пенсионные деньги от инфляции. Тем не менее сумма выведена без учета этой индексации. Почему?

    Реальность такова, что предприятия-должники часто переводят страховые взносы с большим опозданием - иногда даже за прошлый или позапрошлый год. Поэтому, отрабатывая технологию, специалисты ПФ решили отражать на индивидуальных счетах конкретные суммы взносов, поступивших в тот или иной период, чтобы работник мог проконтролировать своего работодателя. Реальное же увеличение страховых взносов в рублях, полученное в результате индексации, будет рассчитываться позже - при назначении трудовой пенсии. Но коэффициент индексации (его ежегодно утверждает правительство) мы также указываем в письме. В будущем году, возможно, мы дополним извещение строкой, в которой укажем дополнительно как увеличились страховые взносы за счет их индексации. Это предложение рассматривается.

    Теперь - вопросы о накопительной части. В извещении ПФР не сообщается, в какой УК находятся пенсионные накопления. Никакого документа, подтверждающего перевод денег в выбранную управляющую компанию, на руках у гражданина нет. Как узнать: переведены ли деньги в выбранную компанию, не произошло ли ошибки?

    В принципе положения Федерального закона N111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" от 24.07.2002 года и приказа Минфина РФ N 56м от 30.06.2003 г. не накладывают на Пенсионный фонд обязанности информировать застрахованных граждан, в какую УК переведены их пенсионные накопления. Но я согласен, что это важная информация, и люди, конечно же, хотели бы ее получить. Но здесь есть сложности: сведения о переводе денег конфиденциальны, разглашать их нельзя. А содержатся они в нашей централизованной базе данных, которая надежно защищена, и региональные отделения доступа к ней не имеют. Поэтому мы прорабатываем сейчас такой вариант: гражданин обращается с запросом в свое территориальное управление ПФ, по электронной почте запрос поступает в Центр, сведения "вынимаются" из базы и направляются в регион, чтобы гражданин мог их получить. Мы сейчас прорабатываем с программистами, как все это лучше сделать. Думаю, решение будет найдено.

    В первой таблице в строке 3 указан чистый финансовый результат (проще говоря - доход) от временного размещения страховых взносов, предназначенных для формирования накопительной части пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году. Как он рассчитывался?

    Есть специальное Положение о порядке чистого финансового результата, утвержденное приказом Минфина РФ N 55н 30.06.2003 года (зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2003, N 4911). Исходя из этого Положения и был рассчитан чистый финансовый результат, а также коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение 2002 года. Этот коэффициент составил около 0,40, то есть накопительная часть будущих пенсий приросла в течение 2002-2003 года на 40 процентов. Эти расчеты, выполненные Минфином РФ, утвердило правительство (постановлением от 15 марта 2004 года). Кстати, эти документы печатала ваша газета.

    В письмо вложены два заявления о выборе управляющей компании и о переходе в НПФ. Многие не понимают, нужно ли заполнять одно из заявлений или оба?

    Конечно, одно. Вы либо самостоятельно выбираете инвестиционный портфель (управляющую компанию), которая будет вкладывать ваши накопления, либо переходите в негосударственный пенсионный фонд. Если никакого заявления от вас в Пенсионный фонд не поступит, по умолчанию средства останутся либо в ведении государства (ПФР и в государственной управляющей компании), либо в той же управляющей компании, которую вы выбрали год назад.

    Как убедиться, что выбранная год назад УК продолжает работать на рынке?

    В территориальных органах ПФР, в организациях, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, на информационных стендах размещен перечень управляющих компаний, с которыми Пенсионный фонд заключил договоры доверительного управления. Этот список (а также перечень негосударственных пенсионных фондов, допущенных с нынешнего года к участию в обязательном пенсионном страховании) можно увидеть и на нашем официальном сайте www.pfrf.ru. Есть он на сайтах наших региональных отделений, сайте Минфина РФ.

    ПФР подписал 63 договора доверительного управления с 55 УК - победителями конкурса, проведенного Минфином в прошлом году, а также с государственной управляющей компанией, назначенной правительством. Договоры заключены на 5 лет.

    Будет ли Минфин проводить новый конкурс по отбору УК и "перетряхивать" список?

    Пенсионным фондом 10 августа согласован проект постановления правительства об изменениях в правила проведения конкурса по отбору УК. Например, предполагается ужесточить требования к минимальному опыту УК, ввести требование по наличию у нее опыта по осуществлению деятельности в качестве управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов не менее трех лет на момент подачи заявки на конкурс в 2004 году, не менее четырех лет - в 2005 году, не менее пяти лет - начиная с 2006 года. Организатором конкурса будет Федеральная служба по финансовым рынкам.

    Конкурс состоится, видимо, позже, чем в прошлом году - предположительно 1 октября. Это связано с реформой госорганов исполнительной власти.

    Если конкурс состоится, вполне возможно, что количество УК, с которыми Пенсионный фонд заключит договоры доверительного управления, увеличится. Но поскольку срок подачи заявлений будущими пенсионерами ограничен 1 октября, реально выбрать новые УК они смогут только в следующем году.

    А что делать, если работник не получил информационное письмо из Пенсионного фонда? Куда обращаться и нужно ли предоставлять какие-либо документы?

    Чаще всего такие ситуации возникают по очень простой причине: работодатель, сообщая сведения о работниках в Пенсионный фонд, ошибается с почтовым адресом. Бывает, что и сам работник, переезжая, забывает проинформировать об этом своего работодателя. Если застрахованный гражданин не получил извещения, он имеет право обратиться в свой территориальный орган ПФР по месту жительства или работы. Там по электронному реестру определят, поступило ли в регион на него извещение (проще говоря - не ошиблась ли с доставкой почта). Если извещение было, его найдут в возврате почты и вручат гражданину. Если извещения не окажется - ему выдадут выписку из его индивидуального лицевого счета, в которой будут указаны все находящиеся на индивидуальном лицевом счете сведения.

    Отправляясь в ваше управление Пенсионного фонда, не забудьте захватить с собой паспорт (или другое удостоверение личности) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - их нужно будет предъявить сотрудникам фонда.

    В заключение я бы хотел обратиться ко всем будущим пенсионерам: лучше сегодня не пожалеть времени и разобраться с тем, как накапливается ваша пенсия, чем через много лет нервничать и расстраиваться при ее начислении. Я советую всем хранить ежегодно рассылаемые нами информационные письма - они помогут вам проверить правильность расчетов сотрудников Пенсионного фонда.

    Поделиться