12.08.2004 06:00
    Поделиться

    Удар по малой авиации

    Так власти среагировали на две тяжелейшие авиакатастрофы легкомоторных самолетов, которые случились близ Мячково нынешним летом.

    Частная авиация резко вторгалась в нашу жизнь. Чаще всего в виде самолетов, падающих чуть ли не на голову простых граждан. С каждым годом частных самолетов становится все больше, и проблема давно уже вышла за рамки личной трагедии пилотов и их пассажиров. Более того, то, что многие считали невинным увлечением состоятельных людей, выливается в головную боль, напрямую связанную с безопасностью.

    Эх, прокачу!

    Чтобы оказаться за штурвалом самолета, не нужно ничего, кроме денег и желания.

    "В небе пробок не бывает!" - гласит реклама одного из подмосковных аэроклубов. С недавних пор рядом с горнолыжным курортом Сарочаны, расположенном в получасе езды от Москвы, появился одноименный аэродром. Здесь базируется полтора десятка летательных аппаратов, относящихся к так называемой авиации общего назначения.

    Сарочаны - один из 12 официально зарегистрированных в Подмосковье частных аэродромов и площадок. Сколько неофициальных - никто не знает, но они есть, и их гораздо больше официальных.

    Зато достоверно известно, что живет частная авиация по своим никому не ведомым правилам, самое главное из которых - отсутствие всяких правил.

    К аэродрому Сарочаны оперативная группа во главе с заместителем прокурора Московской региональной прокуратуры на воздушном и водном транспорте Вячеславом Козловым приехала рано утром. По полю среди самолетов, как по проспекту, гуляли люди.

    - О какой безопасности полетов можно вести речь, если наш аэродром превратился в проходной двор, - оценил увиденную картинку Вячеслав Козлов.

    Пока обсуждались особенности охраны частного аэродрома, к которым, кстати, предъявляются такие же жесткие требования, как и к большим аэропортам, опер из линейного отдела милиции порта "Северный" Остап Шумило набрал телефон Сарочан, указанный в рекламном объявлении с предложением прокатиться.

    - Сколько стоит полетать на самолете? Тысяча рублей за десять минут? Хорошо, будем через час-полтора.

    - Чтобы катать людей за деньги, необходимо получить специальное разрешение, - пояснил разговор Козлов. - Как видите, здесь на такие "условности" внимания не обращают.

    Через час вместе с Остапом и двумя гражданскими, одному из которых предстояло "полетать за деньги", мы въехали на территорию аэродрома.

    - Добрый день, мы хотели покататься, - обратился Остап к мужичку, крутившемуся возле самолетов.

    Уговаривать пилота легкомоторного самолета Sky Ranger Леонида долго не пришлось. Он не только "эх, прокатил" пассажира, но и предложил ему в небе самому порулить. Словом, полный сервис, и всего за сто долларов. Разочарование наступило после того, как Остап Шумило показал ему "корочку":

    - Контрольная закупка...

    Выпил. Полетел. Упал

    То, что частники повсеместно катают людей за деньги - секрет Полишинеля. В Интернете, не напрягаясь, можно найти десятки подобных объявлений.

    Отсутствие законодательства, регулирующего авиацию общего назначения, уже привело к тому, что частные летательные аппараты садятся чуть ли не на головы наших граждан. В деревне Пруссы Мытищинского района Московской области хозяин одного из тамошних особняков - некто Андрей Воронкевич - устроил массовое катание своих гостей на вертолете "Робинсон". Больше часа "вертушка" барражировала над деревней, садясь и взлетая с небольшого пятачка, окруженного высокими деревьями и линией электропередачи. Гостеприимный хозяин от души повеселил гостей, чего не скажешь об остальных жителях Пруссов.

    Вертолет оказался приписанным к тому же аэроклубу, который владеет аэродромом Сарочаны. Любопытно, была ли на этот "праздник души" реакция руководства?

    - В клубе составили акт, что вертолет совершил вынужденную посадку в деревне из-за неисправности, - рассказывал Вячеслав Козлов. - И так, как утверждает в своем заявлении депутат, восемь раз. Что касается Воронкевича, мы до сих пор не можем вызвать его для дачи объяснения. Как только разгорелся этот скандал, он тут же уехал за границу.

    Но самый вопиющий случай произошел нынешним летом на Мытищинском водохранилище. В два часа ночи на водную гладь рукотворного озера рухнул гидромотоплан, в котором сидели два изрядно подвыпивших господина. Тот, что был за штурвалом, утонул, пассажиру повезло больше - он выплыл.

    Когда прокуратура начала разбираться с этим случаем, выяснилось, что оставшийся не у дел военный летчик решил организовать небольшой бизнес: катание отдыхающих на аппарате, который он собрал чуть ли не из подручных средств при помощи таких же умельцев. В результате погиб сам и чуть не угробил своего друга, с которым они выпили перед полетом около литра водки.

    Самолеты, которые
    летают сами по себе

    - Нужно принимать жесткие законы, которые будут регулировать не только полеты и обслуживание частной легкомоторной авиации, но и ее продажу, - уверен прокурор Московской региональной прокуратуры на воздушном и водном транспорте Александр Мурзин. - То же самое с запчастями, которые продаются практически бесконтрольно. Мы не раз сталкивались с продажей бэушных запчастей, в том числе и заводами. Несложно предугадать, чем это может обернуться.

    Главный парадокс малой авиации в том, что ее регистрацией и контролем занимается... общественная организация! Представьте себе, что порядком на наших дорогах будет заниматься не ГАИ, а общество автолюбителей. Минтранс, по непонятным причинам, передал право надзора за малой авиацией Федерации любителей авиации.

    А купить личный самолет сегодня в России не труднее, чем велосипед. Я позвонил в фирму, занимающуюся производством и продажей легкомоторных самолетов. Все, что от меня потребовали, - заключить договор и заплатить деньги. Причем стоит самолет, в зависимости от комплектации, не дороже средней иномарки.

    Наша справка:

    Частных летательных аппаратов в России, по разным оценкам, - от 3 до 6 тысяч. Разброс цифр объясняется тем, что большое количество машин нигде не зарегистрировано. Часть самолетов и вертолетов завозится в страну контрабандой. Другие оформляются по заниженной цене. Так, рыночная стоимость вертолетов "Робинсон" (в зависимости от модели) варьируется в пределах 250-650 тысяч долларов. Геликоптер, досаждавший больше часа жителям деревни Пруссы, согласно документам, был куплен за... 45 тысяч. Часть самолетов собирается из подручных материалов.

    Хорошо, что Басаев не летает

    После событий 11 сентября 2001 года аэропорты практически всех цивилизованных стран многократно усилили меры безопасности. Перед посадкой в авиалайнер отбирают даже пилки для ногтей. В России тоже внимательно следят за тем, что проносят с собой пассажиры не только в самолеты, но и в здания аэропортов. С недавнего времени в зданиях российских аэропортов появились рамки металлоискателей. А на рейсах южного направления пассажиры еще и проверяются по милицейской базе данных, объявленных в розыск.

    Сосредоточив все внимание на большой авиации, контролирующие службы потеряли малую. Межу тем для того, чтобы спикировать на Кремль, вовсе не обязательно захватывать воздушный лайнер. Даже легкомоторный Sky Range, больше напоминающий игрушку, нежели самолет, поднимает в воздух - с учетом топлива и пилота - 265 кг груза.

    От печально известного аэродрома Мячково до центра Москвы - около десяти минут. При этом уровень безопасности Мячково такой, что на территорию аэродрома можно заехать незамеченным даже на грузовике.

    Для того чтобы завладеть самолетом, совершенно не обязательно его захватывать. Самолет можно арендовать, купить или просто стать курсантом аэроклуба. Принимают всех желающих, при этом ваша подноготная никому не интересна, как, впрочем, и состояние здоровья. По крайней мере строгую медкомиссию проходить не нужно. Медицинский контроль ограничивается утренним визуальным осмотром врача, как это происходит в Сарочанах.

    Ну а дальше - хочешь, летай над Рублевкой, чем регулярно и занимаются "новые русские", давно облюбовавшие эти места, а хочешь - покружи над секретной воинской частью. Главное - не подниматься выше 150 метров (на что требуется специальное разрешение тех же военных) и не залетать в столицу, что также запрещено.

    Один мой знакомый рассказывал, как он летал на вертолете в российской глубинке. Маршрут полета пролегал аккурат над воинской частью, где находились передвижные установки с ракетами стратегического назначения. Естественно, пролетали они над военным объектом не для того, чтобы узнать государственные секреты, так получилось. А если бы на их месте оказался, скажем, террорист и в вертолете лежало несколько десятков килограммов взрывчатки?

    Вне всякого сомнения, "запрещать и не пущать" малую частную авиацию бессмысленно. Люди хотят летать, и это их право. Нужно лишь выработать разумные и вместе с тем жесткие правила игры. В противном случае скандальное приземление Руста на Васильевском спуске в Москве покажется невинной шуткой.

    Кстати, в России есть Федеральные авиационные правила для авиации общего назначения, разработанные Минтрансом РФ и прошедшие в 2001 году регистрацию в Минюсте РФ. Однако после вступления их в силу, поднялся большой шум. Правила показались любителям слишком строгими. Минтранс не нашел ничего лучшего, как приостановить действие этого документа до 2005 года. Так что летайте, господа, как хотите.

    Наша справка:

    В нынешнем году Московская региональная прокуратура на воздушном и водном транспорте возбудила три уголовных дела в связи с гибелью людей в результате авиакатастрофы и два уголовных дела по факту оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в том числе и по результатам проверки аэродрома Сарочаны.

    Прямая речь

    Игорь Левитин, министр транспорта:

    - Малая авиация - потенциально очень прибыльный для государства вид деятельности. В воздухе нет рельсов, однако, это тоже серьезная инфраструктура, которая может приносить немалые деньги. В России делаются только первые шаги к ее созданию. Создан клуб в Мячково. Однако здесь пока еще слишком много трудностей - прежде всего, связанных с получением разрешений на осуществление полетов и безопасностью полетов. Вместе с тем, игнорировать этот рынок нельзя, он так или иначе будет развиваться независимо от того, поддержим мы его или нет.

    "Деловой завтрак" с министром транспорта Игорем Левитиным

    Поделиться