Напомним, что катастрофа произошла 28 апреля 2002 года. Вертолет Ми-8, в котором летел Александр Лебедь, разбился в горах на юге Красноярского края. На борту находилось двадцать человек. Восемь из них погибли, включая губернатора. Остальные получили травмы, но выжили. Среди уцелевших оказались и пилоты.
Как рассказывали очевидцы, вертолет рухнул из-за того, что его хвост задел линию электропередачи. Ми-8 пролетал над гористой местностью утром, когда туман после морозной ночи еще не успел развеяться. Были обнесены инеем и провода ЛЭП, поэтому экипаж не сразу заметил их на фоне снега. По курсу воздушного судна было две линии электропередачи. Первую вертолет успешно миновал. Заметив вторую, пилоты рванули машину вверх, шасси перелетели успешно, но хвостом вертолет задел опору ЛЭП и рухнул с тридцатиметровой высоты на землю. Винтокрылая машина ушла носом в снег. Хвост отвалился.
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, проводившая расследование, возложила вину на пилотов. Ее вывод был таков: летчики готовились к полету в спешке. Кроме того, на экипаж повлияло и присутствие на борту VIP-персон, в том числе и генерала Лебедя. Именно поэтому, по мнению комиссии, летчики решили продолжать полет в условиях плохой видимости. Здесь, наверное, надо объяснить, что слово начальника порой выше закона, причем не только в авиации. Если босс сказал лететь, то надо лететь, даже если инструкции не велят. Согласно аудиозаписи, в ходе полета пилоты обращали внимание на то, что у них отсутствуют "нормальные" карты. Запись разговоров экипажа дает ясно понять, что пилоты ориентировались по дороге и все время опасались зацепиться за ЛЭП. Однако по всем правилам экипаж должен был вернуться и переждать плохую погоду. Поэтому выжившие пилоты - Тахир Ахмеров, чей летный стаж 30 лет, и Алексей Курилович, летающий 22 года, - предстали перед судом за нарушение правил, повлекшее смерть. Красноярский краевой суд приговорил Тахира Ахмерова к 4 годам лишения свободы в колонии-поселении, а Алексея Куриловича - к 3 годам лишения свободы условно.
Согласно итоговой официальной версии, озвученной в приговоре, само крушение выглядело так: из-за плохой погоды пилоты вели вертолет на недопустимо низкой высоте. Но по мнению экспертов, вертолет рухнул не столько из-за столкновения с ЛЭП, сколько из-за действий Ахмерова, который оттянул ручку управления на себя и резко увеличил мощность двигателя. В результате винт разбалансировался и отрубил хвостовую балку. В целом, согласно приговору, катастрофа произошла из-за "преступного легкомыслия" пилотов. Причем основная тяжесть вины легла на Тахира Ахмерова, который был старшим по званию на борту Ми-8 и управлял вертолетом в момент катастрофы. А что касается давления начальства - так это штука неосязаемая и в протоколах зачастую не фиксируемая, потому и к делу ее не пришьешь.
Поэтому и осужденные пилоты стараются об этом лишний раз не говорить. Хотя Тахир Ахмеров в целом с приговором не согласился. Он заявил, что "суд и прокуратура пошли на поводу у МАК, а комитет ищет крайних и видит их только за штурвалом. Мы считаем, что судом было не все учтено. Во-первых, то, что вертолет Ми-8 конструктивно несовершенен. Во-вторых, мы не признаем тех нарушений, которые нам предъявили. Полет шел по всем нормам. Но суд не принял нашей аргументации. Настоящую причину там не установили. Мы узнаем об истинных причинах гибели Лебедя лет через тридцать-сорок". Второй же осужденный жалобы подавать не стал.