Напомним читателям, что система поддержки экспорта, одобренная правительством в прошлом году, предполагает, что государство будет помогать - сугубо рыночными методами - нашим производителям прорываться на западные рынки. Среди этих методов - гарантирование как экспортных поставок, так и экспортных кредитов. Кроме того, предлагается осуществлять и собственно экспортное кредитование (государство ссужает деньги предприятию, которое из-за нехватки оборотных средств не может что-то продать за рубежом). Государство также берется пересмотреть вообще кредитование тех, кто выходит со своими товарами за рубеж. Ведь не секрет, что западные банки дают своим предприятиям ссуды под гораздо более щадящие проценты, чем наши банки нашим заводам. И в результате, даже если качество российского товара соответствует мировым стандартам, все равно ценовые условия заранее оказываются менее привлекательными, из-за чего часто проигрывают иностранные тендеры.
Вчера, в самый разгар рабочего процесса, один из идеологов и лоббистов системы поддержки экспорта, руководитель департамента государственного регулирования внешней торговли и таможенного дела Алексей Каульбарс нашел час, чтобы побывать в редакции "РГ" и дать читателям информацию из первых рук. Даже на "завтраке" мобильный телефон чиновника непрерывно звонил: процесс шел без остановки.
- Дело-то рутинное, отчего вдруг такой накал?
- Заседание правительства и в самом деле изначально задумывалось как плановое: хотели просто посмотреть, что делается после того, как правительство приняло постановление о поддержке экспорта. Но, к сожалению, в этой области до настоящего момента планы правительства не реализованы. Прежде всего - не принято финансовых мер по поддержке экспорта: несмотря на то что в бюджете выделены средства на финансовые гарантии, реально не сделано ничего, и, по моей информации, Герман Греф намерен говорить об этом очень жестко. К сожалению, толкуя на всех углах о том, что Россия должна всячески поддерживать экспорт, на деле реальные инструменты для этого не развиваются. Я думаю, что завтрашний откровенный разговор станет толчком, после которого появится надежда, что механизм поддержки экспорта реально заработает к концу года.
- Кто все провалил? Или как всегда - мол, минфин не дал денег, и все?
- Ситуация одновременно простая и сложная. Минфин явно не отказывает, но постоянно возникают чисто технические вопросы. Безусловно, сыграла свою роль и административная реформа. Факт остается фактом: документов, которые должны были появиться еще в конце прошлого года, по-прежнему нет.
- А может, дело в том, что поддержки жаждут все, в том числе газовики с нефтяниками, вот они и интригуют? Их вы поддерживать будете?
- Нет, поддерживаться будут не все товары. Сразу после того, как правительство примет порядок предоставления гарантий экспортной поддержки, появятся еще два документа: во-первых, перечень товаров, которым поддержка не положена, потому что они и так конкурентоспособны, и, во-вторых, список стран, торговля с которыми будет поддержана государством. Но в реальности ни списков "запретных" отраслей, ни "разрешенных" стран пока нет.
Полный текст беседы с Алексеем Каульбарсом мы опубликуем в одном из ближайших номеров.