Итак, государство в результате административной реформы должно избавиться от многих услуг, которые оно прежде оказывало. Планы приватизации ГУПов будут оглашены уже в конце месяца. А многие контрольные функции, а также функции регулирования того или иного рынка, лицензирования должны быть переданы самим предпринимателям - профессиональным (отраслевым) сообществам, так называемым саморегулируемыми организациями (СРО). Эти самые СРО и будут отчитываться перед государственными органами, если что, за своих членов. Такой вот новый элемент управления экономикой.
Возникает естественный вопрос: насколько способен бизнес сам себя регулировать? Взять хотя бы последний банковский кризис. Некоторые эксперты считают, что это - результат нечестной конкуренции внутри финансового рынка, результат черного пиара. Сподвигнет ли новый закон к взаимной любви тех же банкиров?
Первый зампред Центробанка РФ Андрей Козлов продемонстрировал сдержанный оптимизм: события последнего времени подтолкнут банкиров "к большему пониманию зависимости жизни всех от жизни одного" и что банки будут теперь активнее участвовать в установлении регламента своего поведения и контролировать его выполнение.
С другой стороны, Андрей Козлов признал, что в банковском секторе саморегулирование применяется гораздо меньше, чем в других секторах экономики. И это потому, считает Андрей Козлов, что "областей для солидарности в банковском секторе гораздо меньше".
Один из основных разработчиков законопроекта о СРО председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский согласился, что финансовая сфера - самая сложная отрасль , тем не менее он уверен, что здесь часть надзорных функций ЦБ и Федеральной службы по финансовым рынкам вполне можно передать бизнесу. В целом законопроект, по его мнению, отработан, согласован со всеми заинтересованными ведомствами, и вполне может быть и должен быть принят в ближайшее время.
Позиция Торгово-промышленной палаты, а в нее входят более 200 союзов и ассоциаций производителей, прямо противоположна. Здесь считают, что саморегулирование, безусловно, надо развивать, но, как сказал вице-президент ТПП Владимир Исаков, "закон в его сегодняшнем виде принесет больше вреда, чем пользы". К принципиальным недостаткам он относит: противоречие Конституции РФ, которая запрещает принудительное членство в каких-либо организациях (а в законе это предусматривается). Второе: в законе нет равноправия членов СРО, наоборот, здесь заложен диктат сильного над слабым. И уже не подковерно, а вполне легально одни участники рынка будут доминировать над другими. И самый главный недостаток, с точки зрения членов ТПП, закон создает благоприятную основу для сговоров коррупции в саморегулируемых организациях.