21.07.2004 05:59
    Поделиться

    Интервью главы агентства по образованию Григория Балыхина

    Руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин отвечает на вопросы читателей "РГ"

    Об этом сообщил Григорий Балыхин, ставший гостем "делового завтрака" "РГ". Читатели интересовались, будет ли "зеленый коридор" при поступлении в вуз для победителей региональных олимпиад? Повысят ли зарплату учителям? Почему горят школы и кто должен за это отвечать? Сколько средств выделено на проведение единого госэкзамена и оправдал ли себя эксперимент с ЕГЭ? Но больше всего вопросов было от абитуриентов, у которых в самом разгаре вступительные экзамены.

    Деньги для студента

    - Григорий Артемович, чем порадуете студентов?

    - С 1 сентября 2003 года мы уже повысили стипендию в два раза. Сейчас базовая стипендия составляет 400 рублей.

    Теперь рассматривается вопрос об увеличении ее в 2005 году. Кроме того, мы увеличили средства на материальную помощь студентам с 5 до 25 процентов. C 1 сентября это 560 миллионов дополнительно к стипендиальному фонду. А в будущем году он составит 1 миллиард 800 миллионов рублей.

    - С каждым годом доля платного образования возрастает. Будет ли сокращено число бюджетных мест в вузах в следующем году?

    - Серьезного сокращения не предполагается. По закону сейчас на 10 тысяч населения приходится 170 студентов, обучающихся бесплатно. Фактически же последних гораздо больше - свыше двухсот.

    В этом году мы примем в вузы 1,3 миллиона человек. А вообще студентов в России в два с половиной раза больше, чем было в вузах СССР, - шесть миллионов.

    - Эти цифры хорошо известны нашим "подкованным" читателям. Вот и Владимир Евгеньевич из подмосковных Мытищ спрашивает: планируется ли скорректировать в законе норму бюджетных студентов?

    Всем завтрашним абитуриентам советую: следите за правилами поступления, которые, скорее всего, будут совершенствоваться.

    - Скорректировать - нет. В законе предполагается оставить прежнюю цифру. С точки зрения качества образования увеличение числа студентов - большая проблема. Появилось много новых вузов, в том числе и негосударственных. Показательна такая статистика: в семидесяти частных вузах обучается 700 тысяч студентов. В остальных 630 коммерческих вузах, многие из которых даже не аккредитованы, учится всего по 100-300 человек! О каком качестве преподавания там может идти речь? Кстати, и сами руководители Ассоциации негосударственных вузов России признают, что надо закрывать те институты и филиалы, которые дискредитируют частный сектор образования.

    - А государственные вузы в этом смысле безупречны?

    - Есть претензии и к некоторым филиалам государственных вузов. Если в вузе или в филиале менее 65 процентов своих штатных преподавателей, мало "остепененных", не соблюдаются нормы по площади, приходящейся на одного студента, то будут приниматься меры. И несколько десятков филиалов уже получили предупреждение, ставится вопрос об отзыве у них лицензии. Однако лишить вуз лицензии ни министерство, ни федеральная служба не могут - только через суд.

    - Руководство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки открыто говорит о следующей внеплановой проверке качества на Ставрополье. Тем самым ректорам дается возможность навести у себя порядок. Правильно ли это?

    - Аттестация и аккредитация - довольно открытый процесс, там ничего не спрячешь. Скажем, если в штате вуза нет преподавателей со степенями, то как это можно скрыть?

    - Что будет со студентами, если вуз или филиал лишат лицензии, закроют?

    - Если лицензия приостанавливается или вуз ее лишают, то мы обязаны определить всех студентов в другие государственные вузы того же региона. И тоже, разумеется, на бесплатное обучение.

    - Многие выпускники не работают по специальности. Можно ли что-то изменить?

    - Агентство как раз и занимается тем, что пытается найти баланс: спрогнозировать, какие специалисты понадобятся в ближайшие годы. Такой прогноз мы даем с участием субъектов РФ, федеральных министерств и ведомств. Контрольные цифры приема в вузы мы превратили в государственное задание, которое размещаем в вузах на конкурсной основе второй год подряд. Выиграл конкурс - учи студентов за счет бюджета. Проиграл - либо закрывай специальность, либо учи за плату. В конкурсе участвуют и негосударственные вузы.

    - Алексей Чертов из города Троицка Челябинской области спрашивает, сможет ли он поступить в вуз без экзаменов в будущем году, если стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады для 10-11 классов в 2004-м?

    - Подобная льгота действует два года. Поэтому в будущем году Алексей сможет поступить в вуз вне конкурса. Вообще всем завтрашним абитуриентам советую: следите за правилами поступления, которые, скорее всего, будут совершенствоваться.

    В этом году закон о победителях региональных олимпиад прошел первое чтение в Госдуме, но затем правительство дало на него отрицательное заключение. Это связано с тем, что если дается право внеконкурсного поступления победителям олимпиад, то ущемляются интересы других абитуриентов. Если депутаты все же примут закон, то на будущий год победители региональных олимпиад смогут воспользоваться правом внеконкурсного зачисления.

    - Вопрос из Азова от Устинец Елены Николаевны: "Я сирота, училась в Азовском филиале Ростовской академии народного хозяйства бесплатно по договору с администрацией. Но с четвертого курса меня отчислили, так как денег у администрации нет. Вместе со мной отчислили еще одну студентку, тоже сироту. Имела ли администрация на это право?"

    - Условия договора должны соблюдаться обеими сторонами. Дайте мне это письмо, я постараюсь убедить вуз взять ее на бесплатное обучение.

    Школьники голосуют ногами

    - Сколько сейчас в России учительских вакансий?

    - У нас не хватает 25 процентов учителей. В Московской области вакантны места 15 тысяч педагогов, особенно по иностранным языкам, математике и биологии. Я уж не говорю о малокомплектных сельских школах, где положение еще сложнее. Хотя на селе у педагогов есть преимущество: учителя-мужчины имеют освобождение от армии.

    - Одна из самых больных тем - пожары в школах. Как агентство будет бороться с этой напастью, какие средства выделены на ремонт и оснащение школ системами безопасности?

    - Действительно, прошлый учебный год стал для нас трагическим. Огонь унес жизни почти ста студентов и школьников. Страшные пожары случились в Махачкале, в Якутии, в Москве. Меры мы, конечно, принимаем. Разработали отраслевую программу "Безопасное образовательное учреждение": уже в этом году выделили на нее 370 миллионов рублей, а в следующем году планируем выделить 500 миллионов рублей. 2,5 миллиарда рублей мы запросили у правительства, если появятся дополнительные доходы при исполнении бюджета на 2004 год. Но и этих средств крайне недостаточно.

    Подсчитано, что всего на переоборудование школ и оснащение их современными системами безопасности понадобится 14 миллиардов рублей. Таких денег нам, конечно, никто не даст. Поэтому пока мы обязали руководителей образовательных учреждений из тех средств федерального бюджета, которые выделяются на капитальный ремонт (около 4 миллиардов рублей), не менее 40 процентов тратить на обеспечение пожарной безопасности.

    - Школы переходят к нормативному финансированию: когда деньги выделяются не всем одинаково по обезличенной смете, а "следуют" за конкретным учеником. Эта система уже работает?

    - Финансирование школ сейчас передано с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. Вместе с минфином наше агентство на федеральном уровне разработало "усредненные" нормативы: для сельской школы это 9 тысяч рублей в год на одного ученика, для поселковой - 8 тысяч, и для городской школы - 5,5 тысячи рублей. Это минимум выделяемых средств, ниже которого регионы опускаться не могут. А выше - пожалуйста. В каждом регионе устанавливаются поправочные коэффициенты с учетом местной специфики. В любом случае такая система серьезно повысит конкуренцию среди школ, которым придется бороться за каждого ученика. А ученики, если что не так, "проголосуют ногами", уходя из школы и унося свои деньги с собой.

    - А не получится ли так, что районные власти теперь будут сводить счеты с неугодными директорами?

    - Таких случаев пока не было.

    - Какую зарплату государство гарантирует учителям сегодня?

    - Регионы сами определяют нормативы по зарплате педагогам. Но, безусловно, государство в стороне не останется, предоставляя свои гарантии учителям. Предлагается, что на местах им не смогут платить меньше той суммы, которая сложится на 1 января 2005 года. Причем регион сможет устанавливать и свои надбавки.

    - В прошлом году решался вопрос о переходе на отраслевую систему оплаты труда учителям, но он, похоже, так и "завис"?

    - Да, пока решение о переходе от единой тарифной сетки к отраслевой системе не принято. Все упирается в индексацию зарплаты. Без существенной индексации такой переход просто теряет смысл.

    "Единый" поделят?

    - Поначалу ЕГЭ тесно увязывали с государственными именными финансовыми обязательствами. О результатах эксперимента с ГИФО практически ничего не слышно, кроме того, что вузы, в нем участвующие, сильно подняли цены на обучение. Каковы же все-таки его итоги?

    - Эксперимент с ГИФО продолжался два года, а теперь мы продлили его еще на год. Поскольку он связан со значительным финансированием, мы проводим его в меньшем масштабе, чем эксперимент с ЕГЭ. В нем пока принимают участие только шесть вузов из Мордовии, Чувашии и Якутии. В первый год мы установили слишком большую стоимость высшей категории ГИФО: один сертификат высшей категории стоил 19 тысяч рублей. В результате вместо запланированных сорока миллионов потратили в два раза больше. Однако уже сегодня сертификат категории "А" стоит 12 тысяч.

    - Но ректоры считают, что это слишком маленькие деньги для того, чтобы организовать полноценную учебу. По их словам, на одного студента ведущие вузы тратят 2-3 тысячи долларов.

    - Реально сегодня один студент обходится госбюджету в 700 долларов в год. ГИФО предусматривает лишь часть расходов на студента: зарплату преподавателей, комплектование библиотечных фондов, учебные и производственные практики. Другие расходы вуз будет получать по смете, как и раньше. В марте будущего года представим доклад в правительство по итогам этого эксперимента, и тогда уже будем определять, насколько мы готовы к переходу к новой системе финансирования вузов.

    - Если эксперимент с ГИФО проходит незаметно, то единый госэкзамен побил рекорды по числу скандалов. Правда ли, что кураторство над ЕГЭ передадут в ваше агентство, ведь до сих пор им занималась Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки?

    - Дело в том, что служба не может самостоятельно заниматься финансированием эксперимента. Возможно, содержательная часть останется у службы, а через агентство будут идти деньги.

    Наука по конкурсу

    - В ведущих странах наука сосредоточена в университетах. У нас же в бюджете на будущий год вовсе нет раздела "наука и фундаментальные исследования". Не приведет ли это к окончательному уничтожению вузовской науки?

    - Я убежден: вуза без научных разработок быть не может. Нельзя подготовить квалифицированного специалиста, не опираясь на последние достижения науки. 70 процентов нашего научного потенциала сосредоточено как раз в высших учебных заведениях.

    В этом году на научные разработки по смете выделено примерно 2,8 миллиарда рублей. Но уже со следующего года всю науку, в том числе и вузовскую, передадут в агентство по науке. И все проекты выставят на конкурс. В нашем ведении останется финансирование лишь фундаментальных вузовских исследований, на эти цели планируется 600 миллионов рублей.

    - Но количество проектов сократится?

    - Да, победившие проекты получат финансирование, а слабые окажутся за бортом. Денег на всех все равно не хватит - это же рынок. С другой стороны, уже подготовлен законопроект об интеграции высшей школы, образования с академической наукой. Кафедра вуза сможет стать структурным подразделением какого-то НИИ, с которым у института давние связи.

    - Скажите, пожалуйста, если на всех не хватает бюджетных средств, то, может быть, больше привлекать внебюджетные?

    - Вообще-то образование зарабатывает очень хорошие деньги. Вузы в прошлом году из казны получили 50 миллиардов рублей, а еще столько же - точнее 51 миллиард рублей - заработали сами. Правда, на некоторые вузы пришлось по 200-300 миллионов, а некоторые не заработали и десяти.

    - Так что же - взять эти деньги и поделить?

    - Речь не об этом. Предполагается, что если вуз остается госучреждением, то он будет финансироваться по нормативу, рассчитанному по его потребностям. И у ректора не должна болеть голова, как ему заработать деньги. Если же у вуза будет другая организационно-правовая форма, то собственные средства можно будет тратить по тому же нормативу. А их излишки будут перечисляться в доход бюджета. Но в 2005 году вузы будут финансироваться по-прежнему.

    - Недавно решено передать вузы, принадлежавшие ранее другим ведомствам, в ведение агентства. Это действительно произойдет?

    - В указе, который определил административную реформу, речь шла о том, чтобы передать нам вузы и техникумы только из тех ведомств, при которых не образованы агентства. Но сейчас ситуация изменилась. Буквально на днях принято решение о передаче нашему агентству образовательных учреждений Росгидромета и Госкомстата, а также минэкономразвития. Мы считаем несвоевременным объединение под крышей нашего агентства медицинских вузов: у них солидная клиническая база, которую должны содержать явно не мы. Я уж не говорю, что у нас в агентстве просто не хватит штата, чтобы обслуживать такую разветвленную сеть учебных заведений. Этим занимается одно управление, в котором работают 40 человек.

    Поделиться