01.06.2004 04:10
    Поделиться

    Голодающих отдали под суд

    А хотелось бы увидеть кого-либо из местных блюстителей закона и услышать, чем они занимались все эти полгода, пока назревал конфликт, почему не оказали шахтерам правовую помощь.

    20 тысяч - для прокурора не деньги

    Лишь когда голодовка уже началась, от заместителя Генерального прокурора по Сибирскому федеральному округу Валентина Симученкова мы узнали много интересных фактов. Оказалось, что уставной капитал "Шахты "Енисейская" составляет всего-навсего 10 тысяч рублей, в то время как долги по зарплате превышают уже 7,8 миллиона. Шахтерам не платили, а директор по дешевке сбывал уголь знакомым предпринимателям. Еще полгода назад господина Тен Ен Така отстранили от должности директора, но он почему-то продолжал регулярно получать зарплату в 100 тысяч рублей. Следы хозяев сибирской шахты отыскались аж в Вологде.

    Зарплату рабочим перестали выдавать еще в октябре прошлого года. Но до начала голодовки местная прокуратура оставалась безучастной.

    Когда главный по округу прокурор Симученков улетел в Москву докладывать депутатам Госдумы о критической ситуации с голодающими, его подчиненные на 180 градусов развернули вектор борьбы с невыплатой зарплаты. Суд над бывшим директором шахты господином Тен Ен Таком был отложен. А мишенью блюстителей закона вдруг стали сами пострадавшие от административного произвола шахтеры.

    Прокуратура подала на них иск в Верховный суд Хакасии. Повод отыскался, прямо скажем, сомнительный. Вместо того чтобы аккуратно ( но бесплатно!) откачивать грунтовые воды, эти несознательные люди отказались от пищи, разлеглись на матрацах и попивали минералку. А тем временем скопившаяся вода грозила затопить не только саму шахту, но и жилые дома. Ну чем не веский повод привлечь виновных к ответу?

    А затем из уст Елены Тарановой, помощника прокурора города Черногорска, вдруг прозвучало двусмысленное предупреждение. "Дальнейшее продолжение голодовки, - заявила она, - не приближает решения проблемы по зарплате, а, напротив, усугубит ее. Многодневная голодовка - это слишком высокая цена за 15 - 20 тысяч рублей долга, причитающихся каждому из ее участников, тем более что урегулированием ситуации на шахте занимаются на разных уровнях власти". Вот такой полезный совет от защитника закона людям, которые попали в правовой тупик.

    Возможно, для кого-то 15 - 20 тысяч и в самом деле не та сумма, чтобы из-за нее обрекать себя на мучительные лишения. Верно говорят, что сытый голодного не разумеет. Ясно, почему трогательная прокурорская забота не нашла понимания у шахтеров. Надеялись на реальную помощь, а вместо этого услышали проповедь. Они если и выходили из голодовки, то лишь по настоянию врачей. И все-таки добились цели.

    На участников любой акции протеста всегда пытаются оказать давление. В Черногорске был использован широкий арсенал средств. Вначале шахтеров отговаривали. Потом пугали безработицей, объявив им о грядущем массовом сокращении. Затем попытались подкупить мелкими денежными подачками и убедить в безнадежности акции. Подобную тактику хозяев и администрации шахты понять несложно. Но причем здесь прокуратура? У нее ведь совсем иная функция - строго блюсти закон. Разве не ясно, на чьей он стороне? По Трудовому кодексу РФ в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу до выплаты задержанной суммы.

    Возможно, кто-то из горняков не выполнил какие-то формальности. Кстати, у некоторых из них даже трудовых книжек не было. Но что это за грех в сравнении с хозяйственно-правовым беспределом, который так долго практиковало руководство "Енисейской". В маленьком шахтерском городке о критическом положении на этом предприятии знали даже дети. Что же помешало местной прокуратуре своевременно вмешаться в ситуацию?

    Зарплата, которую на днях выдали шахтерам из республиканского бюджета, для большинства из них последняя. Грядут массовые увольнения. Ну а в качестве "подарка" от прокуратуры они теперь получат повестки в суд.

    Зарплата объявлена в розыск

    Такое ощущение, что у наших стражей порядка одна рука не знает, что делает другая. Сейчас все правоохранители, задействованные в громкой истории с шахтерами, дружно ищут пробелы в законе. Статью 1451 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую наказание за умышленную задержку зарплаты, называют малоэффективной. Очень трудно, утверждают блюстители закона, доказать, что зарплату не платили умышленно.

    Но, как выяснилось, хотя этот закон один для всей России, пользуются им в разных местах по-разному. И зависит его эффективность от того, в чьих руках оказался этот инструмент.

    - Проблема задержки заработной платы и у нас остается актуальной, - признал заместитель Генерального прокурора по Приволжскому федеральному округу Сергей Герасимов. - Но, если проявить настойчивость, с этим злом можно бороться.

    В прошлом году проверками было выявлено свыше 30 тысяч подобных нарушений в Поволжье. По представлению прокуратуры более 3 тысяч руководителей привлечены к административной ответственности.

    Похоже, в Поволжье прокуратура действительно нашла радикальный способ бороться с задержкой зарплат. Удивительно, но факт: в прошлом году в Татарстане долги по зарплатам сократились впятеро! А в целом по Приволжскому округу в 2003 году сумма задолженности снизилась на 28 процентов. В живых деньгах это свыше полутора миллиардов рублей выданной зарплаты.

    Задержал руководитель зарплату за месяц - его предупредили. Не заплатил за два - и прокурор тут же направляет представление в суд. Под таким жестким прессингом невыплата зарплаты может обернуться финалом директорской карьеры.

    По мнению Сергея Герасимова, новый административный Кодекс значительно расширил полномочия блюстителей закона. В их арсенале появилась такая действенная мера, как длительная дисквалификация руководителя. И в Приволжье не замедлили ею воспользоваться. В прошлом году по представлению прокуратуры за длительную задержку зарплаты в округе по административным статьям были лишены должностей 182 руководителя предприятий. В суды было направлено 309 дел. Больше в всего - в Татарстане, Чувашской Республике и Ульяновской области. Перспектива "выпасть из обоймы", надолго лишившись права занимать руководящие должности, на многих директоров действует отрезвляюще.

    В новой редакции статья 1451 действует только с марта этого года. Полной статистики по ее применению по стране пока нет. Но и по отдельным случаям можно проследить любопытную закономерность: стоит только прокуратуре возбудить уголовное дело, как деньги на зарплату сразу же находятся.

    Так случилось, к примеру, в Вологде, где в апреле этого года областная прокуратура завела дело по факту длительной невыплаты зарплаты работникам ОАО "Сокольский ЦБК". Администрация целлюлозно-бумажного комбината чудесным образом отыскала 19 млн. рублей и полностью расплатилась с коллективом. В Приморском крае под угрозой уголовного наказания быстро нашлись средства на выплату задолженности работникам угольного разреза "Раковский".

    Серьезные наказания обычно бывают тогда, когда статья 1451 идет по совокупности со статьей 160 (растрата). Если в суде удастся доказать, что деньги присваивались или растрачивались на приобретение мебели, оргтехники, шикарных машин, то и приговор выносится соответствующий. И пусть обычно приговоры выносят условные, зато рабочим деньги выплачиваются реальные.

    Поделиться