22.12.2003 01:50
Поделиться

Энергетика поп-арта

Сначала Третьяковка "рассекретила" свои запасники и показала фантастические полотна и инсталляции Рогинского, затем пришло время ассамбляжей Турецкого. Дубосарский и Виноградов со своими эффектными работами кочуют с одной выставки на другую весь год, Врубель не перестает радовать всех поклонников Путина огромными портретами и календарями под названием "ВВП".

А декабрь столица встретила чистой воды фестивалем поп-арта: галерея VP показывает работы москвички Анны Броше, галерея Stella Art привезла королей поп-арта из-за границы. И если говорить о самом серьезном крене в художественной жизни Москвы, то это невероятный интерес к поп-арту, живому и развивающемуся, несмотря ни на что. Это доказательство странной тенденции в мировом сознании: уже пятый десяток лет мир готов разглядывать банки с супом, изображения знаменитостей и прочие символы общества как желанную, востребованную часть культуры. Поп-арт сделал шелуху потребления артефактом и придал значимость любому общественному явлению, будь это увлечение фаст-фудом или пластической хирургией.

Фрейд бы ликовал, а герои "Матрицы" предложили бы съесть художникам синюю таблетку. Думаю, творцы бы отказались, ведь дело их жизни - угадывать желания масс, а народ хотел не высокоумных живописных холстов, а комиксов, образчиков рекламы и ширпотреба, которые можно повесить в рамку на стене гостиной... На самом деле поп-арт рождался из бунта, протеста художников против инстинктов толпы, засилья штампов. Художники начали искать не смысл жизни, а констатировать факт: цитировали газеты, билборды, фрагменты интерьера супермаркетов. Но вместо шока и возмущения получили признание и требование делать подобное еще и еще. Англичанин Паолоцци, один из первых художников, который нарисовал слово "POP" в своем коллаже, уже пятьдесят лет назад понимал, что нужно. На его работе "Я была игрушкой богатого человека" (как актуально, не правда ли?) изображены красотка, автомобиль, бутылка колы и большой товарный знак известного бренда. Надпись гласит: "Я была игрушкой богатого человека. Бывшая любовница. Я исповедуюсь. Уличная женщина. Дочь греха". Рядом приклеена монетка, из бутылки выплывает облачко с надписью, ставшей затем названием целого направления в искусстве. "POP" переводится как "взрыв".

Второй взрыв устроил король британского поп-арта Ричард Гамильтон в конце пятидесятых, показавший коллаж "Что делает наши дома такими особенными, такими привлекательными". Герой картины - мужчина с леденцами лоллипоп, Гамильтон увеличивает конец слова, и с той поры все его друзья говорят, что работают в стиле "поп". Потом уже называют это "популярным" (в переводе - народным) искусством. Рисующие в стиле поп-арта (мы бы сказали соц-арта) превозносят так называемый реди-мейд - образцы промышленного производства. Так стал знаменитым певец супа "Кемпбелл"Уорхол, так прославился Вессельман, который тиражировал манекены, меняя лишь антураж и помаду на губах пластиковых и бумажных красоток. Свою серию он назвал "Великая американская обнаженная". Одна из них и прибыла в Москву, как и принт Уорхола, изображающий женские туфли.

Русский современный поп-арт ярче и разнообразней. Анна Броше, потрясенная воздействием рекламы на женщин, создает серию "Верить в красоту?". Изуродованные после инъекций Ботокса и хирургических подтяжек лица, ядовитая помада, стекающая с губ красотки, изменившей свой облик с помощью силикона и пластики. У Анны поп-арт не гимн идеалам, пропагандируемым сегодня масскультурой, а протест против них. Дмитрий Врубель, напротив, похоже, запомнил навсегда эксперименты Уорхола с фотографиями Пресли и Монро. Его бесконечные вариации портретов В. Путина хоть и сделаны профессионально, но это не классический репрезентативный портрет. По мнению Врубеля и Виктории Тимофеевой, его подруги по созданию нескончаемой вереницы изображений главы государства, лицо Президента - самый актуальный бренд. Это не портрет человека, а бездумное повторение символа, востребованного народом.

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов пишут бесконечную историю о загадочной русской душе, где гении литературы и художники давно стали продуктом потребления, когда Русь становится модным лейблом ("Тату" - это спина накачанного мужчины с наколкой, изображающей храм Василия Блаженного). Ирина Вальдрон обожает показывать нам новые ценности россиян - это торговые знаки кока-колы и Макдоналдса, спортивных авто, тигрят (сошедших с полотенец вьетнамского рынка), грудастых блондинок с сэндвичами (и то и другое пригодно к употреблению)...

Направление современного искусства - это медийность. Поп-арт в своей агрессивности сегодня стал востребован в России как нигде. Мы лишь начинаем насыщаться образцами массовой культуры, изобилием и, как Робинзон Крузо, сидевший десятилетия на вынужденной диете, потребляем, потребляем, потребляем. Процесс этот увлекательный. Тем более что энергетика поп-арта сродни экстремальным видам спорта: попробовав раз, захочешь еще...