21.11.2003 02:10
Поделиться

Молдавский меморандум

По мнению первого заместителя главы администрации Президента России Дмитрия Козака, предложенный план не может быть идеальным уже хотя бы потому, что это - результат политического компромисса. И та, и другая сторона, заметил на пресс-конференции российский представитель, хотели бы его поправить в свою пользу. Стороны сейчас активно работают над документом чисто юридического свойства, не претендующим на политическую составляющую, и есть надежда, что процесс совместного творчества завершится принятием новой конституции Молдавии. Мотивы, по которым Россия внесла этот документ, сказал Дмитрий Козак, понятны: и на одной, и на другой стороне Днестра проживают российские соотечественники, которые тоже страдают от последствий конфликта. Кроме того, у России есть международные обязательства по вывозу военного имущества из приднестровского региона, неразрешенность конфликта мешает их выполнить.

То, что с инициативой выступила Москва, не означает, что она кому-нибудь что-нибудь навязывает. Решать сторонам. Главное - их согласие, сказал Дмитрий Козак, а не защита интересов третьих или четвертых стран, в том числе и России. Не означает это также, что московские предложения являются посягательством на нынешний пятисторонний формат переговоров. Напомню: посредниками в диалоге Кишинева и Тирасполя выступает ОБСЕ, а Россия и Украина являются странами-гарантами.

Дмитрий Козак полагает, что опасность рецидива вооруженного конфликта пока не исчезла.

Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", каким может быть развитие событий, если стороны "заболтают" новый проект, в чем у них есть богатый опыт, Дмитрий Козак сказал: "Если мы и дальше будем продолжать бесплодные разговоры, то развитие событий будет таким: еще десять, двадцать лет разговаривать, пытаясь найти решение неких политических фетишей". Мы постарались, заметил Д. Козак, в рамках нынешних переговоров уйти от общих политических деклараций и решить конкретные юридические, политические, экономические проблемы. По его мнению, готовность у высшего руководства Молдавии и Приднестровья сдвинуться с мертвой точки достаточно высокая.