В беседе с корреспондентом "РГ" депутат Государственной Думы РФ I, II и III созывов, адвокат, член Комитета Госдумы по безопасности, заместитель председателя Комиссии ГД по борьбе с коррупцией, профессор Алексей Александров подкрепил свои предложения конкретными аргументами.
- Основные проблемы, от решения которых зависит сегодня будущее наших правоохранительных органов, я бы разделил на три группы. Первая, наиболее важная, связана с отсутствием государственно-правовой идеологии. Заниматься этим вопросом, то есть создать систему идей и правил, вполне под силу политикам и юристам-ученым. Эта система должна настойчиво и целенаправленно внедряться и в правоохранительных органах, и в армии, и в СМИ, и в государственных учебных заведениях. В основе этой правовой идеологии должен быть человек. Это главное и с этого нужно начинать.
Вторая группа проблем связана с уровнем материального обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Заработная плата милиционера должна быть достойной и достаточной для обеспечения нормальной жизни его семьи. Одновременно следовало бы пойти на сокращение численности МВД, потому что по количеству милиционеров на душу населения мы сейчас опережаем даже высокоразвитые страны.
Третье направление работы подразумевает повышение уровня личной ответственности людей, облеченных властью. Применил власть - будь готов доказать, что сделал это в законном порядке. Если, например, подозреваемого два года, пока расследовалось его дело, продержали в тюрьме - в пыточных, по сути, условиях, а потом оправдали по суду, то после этого сразу нужно возбуждать дело и выяснять, правомерно ли было содержание под стражей невинного человека. В этом случае официальным путем будет проверена законность и обоснованность ареста, обысков и других следственных мероприятий.
Образно говоря, чтобы пол в комнате был чистым, нужна хорошая метла, то есть хорошие правоохранительные органы, вооруженные государственно-правовой идеей, материально обеспеченные и с высоким уровнем ответственности.
Но ответственность надо повышать, конечно, не только среди работников правоохранительной системы. Наиболее острым меч правосудия должен быть для преступников, идущих на злодеяния, опасные для всего общества. Я предлагаю ввести новое понятие тяжкого преступления - "злодеяние". Как злодеяние должны квалифицироваться прежде всего терроризм и наркоторговля. Наказание за такие преступления должно быть более жестким. Мое предложение - ввести в виде наказания, альтернативного смертной казни, пожизненные каторжные работы.
Многие тяжкие преступления в настоящее время просто не регистрируются, потому что за регистрацию и раскрываемость отвечают одни и те же люди. Поэтому необходимо разделить эти функции: пусть муниципальная милиция регистрирует преступления, а раскрывает их уголовная полиция.
Все эти системные меры нужно принимать в рамках единой и заранее продуманной концепции. Поэтому весьма своевременным шагом стало бы сейчас создание при Президенте России Совета по государственно-правовой политике как единого центра по выработке государственно-правовой политики страны. В Совете могли бы работать руководители администрации главы государства, представители правоохранительных органов и спецслужб, ученые-юристы. Главной задачей этого общественного органа стала бы выработка концепции деятельности государства в правоохранительной сфере.
На предложения Алексея Александрова уже отреагировали представители большинства фракций Госдумы.
Член Комитета Госдумы по труду и социальной политике от фракции КПРФ Василий Алтухов согласен, что нужно совершенствовать систему правопорядка, но в создании Совета при Президенте не видит смысла. "Начнется взаимное наблюдение, а не реальная работа", - заметил депутат.
Свою точку зрения высказал Игорь Артемьев, зампред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, замглавы фракции "Яблоко": "Идея создания комиссии хороша, потому что в реформе нет сейчас ясности. Практика показывает, что милиционеров "в поле" и участковых не хватает, потому что зарплата у них слишком маленькая. Надо сокращать штат генералов, которые требуют массу обслуживающего персонала и оттягивают на себя много финансирования".
Николай Брусникин, зампред Комитета Госдумы по труду и соцполитике, член фракции СПС: "Зарплату участковым и следователям нужно поднимать за счет чересчур расплодившихся гаишников и сотрудников вневедомственной охраны. Надо произвести перераспределение ресурсов между этими ведомствами, а не в одном МВД. Проблема с регистрацией преступлений действительно существует, и хорошо бы ввести функциональные разграничения".
Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский: "Сокращать численность милиции ни в коем случае нельзя. Напротив, увеличивать в три раза и как можно быстрее. Набирать добровольцев - хороших ребят, честных и ответственных. Я бы сам с удовольствием пошел работать в милицию. Разделение функций поддержу. Необходимо, чтобы был отдельный орган, регистрирующий преступления. Отдельный орган, расследующий преступления, и отдельный орган, который, в свою очередь, будет следить за этими двумя органами. Далее - суды выносят решения, за всем этим следит прокуратура, а за прокуратурой следит ФСБ. Только в этом случае у нас будет жесткая система внутреннего взаимного контроля".
Геннадий Райков, председатель ЦК Народной партии: "Считаю, что заработную плату работникам органов правопорядка повышать нужно, но ни в коем случае не сокращать штат".
Владимир Кудрявцев, Академик РАН, доктор юридических наук: "Создание Совета полезно. Но мне кажется, что можно построить это дело несколько иначе. Например, сейчас при Президенте РФ существует Совет по совершенствованию судебной системы страны. Он должен быть просто расширен и называться Советом по совершенствованию правоохранительной системы. В нем уже собраны и работают все необходимые специалисты.
Что касается "злодеяния" как особого термина, то у нас ведь существует классификация преступлений: тяжкие, особо тяжкие, средней тяжести и малозначительные. Новый термин потребует новую меру наказания, более сильную. Что назначать? Пожизненную каторгу? Каторга многократно предлагалась, но в наших условиях возвращаться в XVII и XVIII века вряд ли необходимо. Думаю, не имеет большого смысла идти по линии дальнейшего ужесточения наказания, которые у нас достаточно строгие. Слаба раскрываемость!
К увеличению зарплаты я отношусь положительно. И хотя повышение уже неоднократно делалось, оклады сотрудников органов остаются весьма низкими по сравнению с теми взятками, какие им предлагаются. Не менее важными считаю еще два направления в этой работе: очищение рядов стражей порядка от жуликов, мздоимцев и перевертышей и повышение уровня образования сотрудников правоохранительных органов".