Россия в XXI веке



 

          Еще в "Повести временных лет" указывается на полиэтничность, многонациональность России, где наряду с руссо-славянами проживали десятки других национальностей - "племена и других языцы...". Многонациональность России возрастала в ходе формирования Российской Империи, которая имела свои особенности. Если в Великобритании колониально зависимых народов начали признавать подданными только в результате национально-освободительных движений, то в России процесс присоединения народов и земель автоматически означал вступление в подданство. Новые территории и народы включались в состав Российского государства с единой границей. Кроме того, в России не было явно выраженного статуса имперской нации у великороссов, русских. Хотя царское самодержавие активно проводило политику ассимиляции, русификации инородцев, она не имела больших успехов, ибо такая политика была чужда русским людям. На уровне гражданского общества, как говорится, на уровне простых людей, приобщение к русскому языку, к русской культуре шло достаточно активно и без принуждения. Только неоправданно резкий переход последних двух царских режимов к политике ограничения в правах части инородцев, как и самостоятельности окраинных народов и территорий, усилили в стране влияние национал-шовинистических и национал-сепаратистских сил. В результате, последовавший вскоре революционный взрыв фактически прервал исторический процесс формирования "старой исторической общности людей - российского народа", т.е. российской нации. Примерно тоже самое произошло и с советским народом.
     Анализ этого опыта говорит о следующем: а) если различные этносы, их представители столетиями живут в одном государстве, в общей социально-экономической и культурной среде, то формирование их общности как народа, как граждан, как соотечественников объективно неизбежно; б) в полной мере необратимость этого процесса формирования межэтнической нации возможна на основе свободного развития каждого этноса в своей самобытности и в равноправной его подключенности через представителей конкретных национальностей в развитие всей страны; в) при этом все более определяющую роль в статусе человека, его прав и свобод, возможности реализации в государственной и общественной жизни своего человеческого потенциала играют уже не его родовые, этнические признаки, а гражданственность. Наконец, на этом фоне всегда происходит активизация крайних сил этнонационализма, этношовинизма, которая отрывает общности, людей от гражданских основ развития общества, этнизация политики, а, следовательно, и всей общественной практики людей. Самое опасное для многонационального, полиэтнического государства - это разрыв между этнонациональной и политико-гражданской сущностью человека, их противопоставление. В этом случае разворачивается дискриминация людей в родном государстве по этнонациональному признаку. А за этим следуют революции, конфликты, развалы и разрыхления государств, что прерывает в целом процесс развития этносов, формирование из них этнонаций, их объединение в традиционную общность - российский народ, российскую нацию.
     В начале ХХ века в условиях царского самодержавия стало невозможным формирование хотя и подготовленной по многим параметрам общности российского народа - российской нации. Следовательно, Россия, как государство развалилось. Нет перспектив для государства, где нет перспектив формирования единой нации на основе гармонизации интересов всех составляющих ее частей, в том числе и наций-этносов, обеспечения нормального самочувствия граждан страны всех национальностей.
     Советский Союз, как известно, предпринял попытку объединения народов и социальных групп на основе общей идеологии, государственной собственности и репрессивного государственного аппарата. Но общность этнонаций, людей как политический нации и здесь оказалось невозможно формировать. И прежде всего потому, что в основе этнополитики был заложен пагубный принцип: "в каждой нации есть две нации: нация-пролетариат и нация-буржуазия". Следовательно, разрушилась историческая этнонациональная основа российской общности как политической нации. Вместо формирования межнациональной общности заново надо было выстраивать общность этнонациональную в ее новом качестве. Кроме того, в межнациональном объединении народов и граждан преобладали не естественные механизмы и устремления, а насильственно навязываемые ценности и ориентации. Но, несмотря на это, в деле становления общности людей - советского народа - на единых экономических и духовных основах бесспорно было многое достигнуто. Удалось сделать немало в формировании российской общности народов в советском варианте, но не самом по себе - на основе прежде всего, подчеркиваю, достижений и ценностей исторического прошлого общности наших народов и граждан.
     Концепция о формировании новой исторической общности людей - советского народа действительно имела под собой серьезные основания. Общность народов Советского Союза, российского народа в культурно-языковой и в социально-экономической сферах существенно укрепилась за годы совместной жизни, несмотря на все трудности и трагедии политических процессов. Примером жизненности и жизнеспособности этой общности бесспорно стала победа советского народа как целостного образования в Великой Отечественной войне. Советский народ как межнациональная общность людей обрел устойчивость к внешним угрозам. Это важный признак политической нации. Наше взаимное притяжение и духовная общность русских, украинцев, белорусов, казахов, таджиков, туркменов, татар, узбеков, дагестанцев, грузин, азербайджанцев, армян, абхазов, молдаван, эстонцев, латышей, литовцев, башкир, осетин, чеченцев, кабардинцев, карачаевцев, черкесов, балкар, тувинцев, бурят, хакасов и многих, многих других - стали реальным фактом нашего общего бытия. При всех проблемах, обидах, претензиях, которые нам наследовали политические режимы и политиканы различных мастей, наша историческая общность людей и народов - часть нашего бытия. Можно даже сказать, что в нас больше общего, российско-советского, чем "чисто" этнонационального. Но советский народ как политическая нация оказался неустойчивым к внутренним угрозам, ибо многое во внутренних связях было искусственным. И крах Советского Союза - это неспособность политического режима обеспечивать демократическое развитие государства, общества, дойти до каждого человека - гражданина и каждого этноса в единой духовной политической общности. Но, несмотря на это, народы нашей исторической России доказали, что они способны жить и развиваться в статусе суперэтнического и межэтнического единства.
     Советский народ как политическая общность, как нация-государство не выдержал испытания демократией, ибо формы и методы политического обеспечения этой общности были выстроены на подпорках диктаторских, принудительных и идеологически однобоких. Но сама же общность людей в ее гражданской, социально-духовной составляющей довлела к статусу межэтнической общности, гражданской нации. Кроме того, на фоне образования новой исторической общности было снижено внимание к родовым, этническим основам этой общности. Более того, они были отданы на откуп стихии. Ослабление чиновничье-политического каркаса привело в движение эту стихию в поисках своих родовых способов самоутверждения и идентичности. Но даже при всем этом этнический фактор сам по себе не был причиной разрушения общности советского народа. Главное, повторяю, заключалось в неспособности политического режима адаптироваться к новым условиям и потребностям демократического развития этнонациональных основ народов и политической надстройки их общности как граждан единой страны. Несмотря на это, все общностные черты человеческой и межнациональной солидарности стали составной частью культуры и психологии советских людей. Можно даже сказать, что, несмотря на развал СССР, во многих своих проявлениях общность советского народа, старого российского народа не развалилась. В этом убеждаешься, когда бываешь в Баку, Астане, Бишкеке, Душанбе, Кишиневе, Киеве, Минске и далее. И это, несмотря на деструктивные действия части этнократической бюрократии, вчера преданной якобы партии и первой и предавшей ее, а ныне так же рьяно преданной якобы своей нации-этносу и ее суверенитету. Именно этнократическая бюрократия, предавшая вчера этнонациональные интересы, работавшая на их унификацию в угоду партийно-классовым догмам и сегодня нередко загоняет свой народ в этнократизм, этнонацизм, всеми силами стремясь уничтожить остатки былой общности в людях. Такие подходы в современном мире не имеют перспектив даже при самостоятельном становлении этнонаций как наций политических.
     Достаточно активно этнизация истории проводится и в России, где во всех бедах прошлого нередко обвиняются инородцы, и самыми угнетаемыми и пострадавшими оказываются русские. А в ряде республик в ответ во всем обвиняются русские, на них переносится вина политических режимов. И все это вместо того, чтобы сказать, что была одна страна, один народ, следовательно, общими были и многие достижения, и трагедии, несмотря на политическую надстройку. Историю единой страны, единого народа нельзя делить на русскую или нерусскую. Параллельно разные этнонации тоже проводят "этническую чистку" своей истории, утверждая, что имперское, советское утверждалось в том числе и за счет русского. Думаю, что за счет русского утверждалось больше доброго, созидательного во всех сферах жизни наших народов. Дагестан, и нерусские вносили свой вклад в экономическое и духовное развитие в безопасность России. Кроме того, старая общность людей российский народ и новая общность людей советский народ, а теперь и новейшая - многонациональный народ Российской Федерации строятся и будут выстраиваться как нация неизбежно и закономерно в преобладающей мере на русской языковой, государственной и культурной основах. Тем более, что наши народы спаслись и возродились в условиях диктаторских режимов, в том числе благодаря свободе и духовности русского человека, русского мира. В результате, нерусские национальности более адаптированы в русскому миру, чем русские к миру татар, балкар, кавказцев и других. Таковы реалии большого народа. В целом же следует полнее, не боясь этнического многообразия, подключать весь его потенциал к процессу формирования многонационального народа, нации-государства в Российской Федерации. Стратегическая задача для России, всех ее народов, не впадая в крайности имперского унитаризма и конфедеративного сепаратизма, настойчиво и мудро собирать Отечество, народ российский в российскую нацию, сохраняя все этнонациональное многообразие страны, обеспечивая его самоутверждение и сотворчество на основе принципов демократии и федерализма. У российских народов, объединенных в единый многонациональный народ Российской Федерации, общая история, общие социально-политические традиции, взаимно адаптированная ментальность, восприятие явлений и процессов, общая экономическая база, от состояния которой зависит реализация социально-экономических прав и свобод каждого россиянина, взаимосвязанная культура и общий русский язык и многие другие общностные признаки, которые в едином государстве отражаются в общегражданских чувствах и ценностных ориентациях. И главное для нас всех - волеизъявление многонационального народа Российской Федерации, который является источником власти и носителем суверенитета. Единство многообразия - вот формула жизнедеятельности российского народа, российской нации-государства в перспективном плане. Для этого прежде всего нужна политика строительства солидарного народа и солидарного общества, где каждый человек, независимо от национальной принадлежности, и каждый народ, независимо от численности, будут себя чувствовать членами одной семьи, одной нации, одной гражданской национальности. Без этого бесконечно будут возбуждаться чувства ущемленности и недоверия к другому человеку другой национальности и веры в то, что тот живет лучше за счет него, за счет его народа. Такая тенденция, к сожалению, стала модной в постсоветстком пространстве. Таким образом уважение к себе никто не заработает и свое возрождение не обеспечит. Наш путь - это крепкое единство как общности за счет раскрытия потенциала ее многообразия.
     Перспективно важно, какие выводы мы делаем из прошлого и настоящего. Особенно в нынешний переходный период - период утверждения качественной новой личностной, этнонациональной и гражданской идентичности. Трагедия русских в бывших союзных республиках не стала трагедией для всех, хотя это была и есть общая трагедия. Трагедия Чечни не стала трагедией, понятной и близкой для всех, даже когда она влезала к нам в окна и двери. В результате, в одном месте во всем виноваты русские, а в другом - чеченцы, кавказцы, мусульмане и другие. Следовательно, это все говорит об одном - мы не стали единой нацией, нацией-государством. Отсюда и простор для проявления деструктивности и дискриминации в деятельности чиновников, многих работников правоохранительных органов в сфере этнонациональных отношений. Этнонациональная принадлежность порой покрывает воровство, насилие и бесчестие. И тут же такая же принадлежность в другом месте становится поводом для преследования человека, оскорбления его чести и достоинства. В результате, современное российское общество переполнено фобиями всех мастей. Их беззастенчиво демонстрируют не только скинхеды и баркашовцы, но и отдельные депутаты Государственной Думы, министры, губернаторы, президенты, мэры, а государство в целом и прежде всего федеральные органы власти не обеспечивают конституционных гарантий прав и свобод человека, равноправия и равного достоинства всех национальностей, проваливают выполнение государственной национальной политики во всех сферах общества и государства. Все занялись пресловутым ЖКХ, поставили на него Госсовет, министерство с министром, вице-премьера, Думу и Совет Федерации со всеми мэрами и губернаторами. Это тоже очень важно, но не только ЖКХ формирует народ, нацию-государство. А Совет Национальностей расстреляли, вице-премьера, который курировал национальную и федеративную политику, сократили, Миннац разогнали.
     Главное дело в России - это собирание граждан, Отечества, народа, государства в нацию. Шовинизм или национализм не создают нацию. Нацию создают свобода и патриотизм. Стране нужны убедительные, общие для всех национальностей идеи российского патриотизма, способные сплачивать российскую нацию, мобилизовать ее в целом на демократические реформы. Не бывает единой нации без общих переживаний и побед, без национального и человеческого достоинства. Мне не нужна нация, если она довлеет надо мной, над моим человеческим достоинством. Не хочу и государства, которое будет подавлять мои права и свободы, вместо того, чтобы их защищать. Но я буду чувствовать себя плохо в этой стране, если не обустроен мой род, мой народ, а значит и моя родина, мое государство. Единая нация - это прежде всего одна семья, единый дух. Стране нужна политика собирания России, ее народов и территорий, а не проекты укрупнения субъектов, объединения автономий и "роспуска" республик. Все эти меры при необходимости должны вытекать из состояния экономики, потребностей людей и местных сообществ, самочувствия граждан в родной стране. Рьяно занимаясь объединением вышедших из России народов в СНГ, евразийское и иные сообщества на уровне власти и общества почему-то забывают заниматься объединением и солидарностью народов самой России. Навязывается разрушительная дудаевская логика: чтобы почувствовать себя нацией, нужно выйти из состава России. Важно доказывать другое. И аргументов для этого гораздо больше. Самоопределение моего дагестанского народа в составе России дает в тысячу раз больше шансов для его благополучия, безопасности и достоинства, чем отделение от России. Дагестанцы на 99,9 процента на референдуме подтвердили свою волю быть вместе с Россией. Но такое ли отношение власти в Москве и далее к дагестанцам? Нужна соответствующая, ориентированная на укрепление многонациональности социально-экономическая и национальная политика, объединяющая граждан, социальные и этнические группы в единую семью, нацию-государство. Это не будет достигнуто никакой вертикалью даже с самым грозным генерал-губернаторством феодального типа без развитой федеративной демократии. Гарантировать единство федерации в перспективе трудно, если 10 субъектов федерации из 89 являются донорами, когда граждане, к примеру, в Ханты-Мансийске получают социальные блага в сотни раз больше, чем такой же гражданин в Туве (Тыве) или в Ингушетии. А формальные преобразования федерации, которые на деле означают отказ от конституционного для России принципа федерализма - паритета интересов и партнерства всех национальностей, ни к чему хорошему не приведут состояние дел в Отечестве.
     Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно говорил об эффективности и единстве нашего федеративного многонационального государства. Он связывает это в том числе и федерализмом, и разумной политикой государственной общности народов. В конечном итоге и главным образом эффективность государства - это еще его способность обеспечить права и свободы гражданина, независимо от его национальной принадлежности, народа-этноса, независимо от его численности, обеспечивая таким образом на деле собирание многонационального народа Российской Федерации в единую общность, нацию-государство. Это самая перспективная линия развития российской государственности в ХХI веке. И от способности политической элиты и общества успешно решать эту задачу зависит наше будущее, будущее наших народов, а значит и каждого из нас, всей российской нации, нации-государства.

Рамазан Абдулатипов,
член Совета Федерации