издается с 1879Купить журнал

Последняя измена Троцкого

На последнем аукционе в Нью-Йорке картина Фриды Кало "Автопортрет с обезьянкой и попугаем" была продана за 4 миллиона долларов... Что мы знаем об этой художнице?

02 ноября 2016

Выгнанный из СССР Троцкий приехал в Мексику по приглашению знаменитого художника Диего Риверы. К сожалению, и гость, и хозяин страдали припадками эпилепсии. Но если у Троцкого это была обыкновенная "падучая", то у Диего Риверы случались приступы сомнамбулизма, когда живописец превращался в человека, охваченного бешеной агрессией.

Возможно, и у Троцкого был такой же болезненный синдром. Недаром он отличался неоправданной жестокостью.

Диего был женат неоднократно. Первой его женой была русская художница из Петербурга Ангелина Белова, потом вспыхнуло увлечение другой русской женщиной, а его мексиканских красоток никто не сосчитал.

Дочь немецкого переселенца и мексиканки индейского происхождения Фрида Кало была ученицей Риверы в подготовительной школе Академии изящных искусств. В шесть лет девочка перенесла полиомиелит, в восемнадцать попала в аварию. После нескольких операций встала, закованная в тяжелый гипсовый корсет. Но именно тогда она и создала достаточно работ, чтобы показать их Пузану, как прозвали в академии Диего Риверу за тучность. Фрида пришла во Дворец правосудия, где Диего, стоя на лесах, расписывал стены, и задиристо крикнула:

- Эй, Ривера! Спустись-ка! Я кое-что покажу тебе.

Избалованный женским вниманием, Ривера истолковал ее слова по-своему и спустился.

Она была моложе его лет на двадцать, и, судя по рисункам, несомненно талантлива.

Очень скоро Ривера сделал ей предложение. На свадьбе одна из гостей задрала ей юбку и, показывая на ноги больной Фриды, пьяно кричала: "Вы только посмотрите, и вот на эти "спички" Диего променял мои восхитительные ноги".

Диего всегда гордился тем, что это он открыл Фриду-художницу. Но в правилах Диего было отказывать своим поклонницам, и о них он всегда рассказывал молодой жене, полагая, что между ними не должно быть тайн. А спустя четыре года Диего соблазнил ее младшую сестру Кристину. В чем ей честно сознался. Возможно, Фрида решила отплатить ему тем же.В тот год к ним по приглашению Диего приехал Троцкий с женой Натальей Седовой.

Лев Троцкий, которому к тому времени уже исполнилось 58 лет, познакомился с 29-летней Фридой Кало. Его всегдашними обращениями к ней стали слова: "О, любимая моя, любимая!" Хозяйка дома была умна, талантлива, образованна, поддерживала разговор на любые, даже политические, темы и приглянулась революционеру-изгнаннику. Между ними начался легкий флирт с перепиской. Однажды Троцкий пригласил Фриду на фазенду Сан Мигель Регла, что в 130 километрах от Мехико. Этот загородный дом снял для своего друга все тот же сердобольный Диего. Парочка провела на природе среди кактусов целую неделю, но Лев Давидович не рассчитал свои силы, и его с подозрением на аппендицит отвезли в больницу. Наталья Седова пообещала, что не станет мешать его счастью и уйдет. Но Троцкий уговаривал ее в письмах: "Умоляю, перестань соревноваться с женщиной, которая значит так мало". Возможно, так же мало для него значили и другие пассии: англичанка Клер Шеридан - скульптор, которая приезжала в советскую Россию с одной лишь целью: вылепить бюст героя Октября. Работа над бюстом тогда вызвала двусмысленные толки. Или Лариса Рейснер, написавшая поэму "Свияжск", после того как провела летний месяц 1918 года на Восточном фронте под Свияжском в обществе неутомимого революционера.

Диего верил в идеального героя-революционера и даже изобразил фигуры Ленина и Троцкого на главной фреске в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке, повергнув в ужас заказчиков. Два года продолжалась их дружба. Троцкий же отплатил своему благодетелю и почитателю более чем своеобразно.

Много лет спустя Фрида Кало написала свой очередной автопортрет с физиономией Льва Давидовича у себя на груди и ликом жены Натальи Седовой во лбу.

После смерти Троцкого Ривера и Фрида расстались. Он поехал в Сан-Франциско, а она - в Париж, где ей предстояла собственная выставка. Здесь она познакомилась с Пикассо, и очередной друг Диего пал к ее ногам. Возможно, его интриговало, что он имеет дело с пассией Троцкого.