15.05.2024 03:00
Поделиться

Данные об электронных сделках помогут определить стоимость строительства

Объем госзакупок в строительстве постепенно восстанавливается, хотя еще не достиг рекордного уровня 2021 года. Поддержать этот процесс, а также повысить эффективность закупок призваны помочь новые инициативы в данной сфере, предлагаемые регулятором, заказчиками и исполнителями.
При выборе подрядчика для строительства школы особенно важно учитывать его опыт.
При выборе подрядчика для строительства школы особенно важно учитывать его опыт. / Сергей Михеев

Самые большие объемы закупок в строительстве относятся к дорожной сфере: в Центральном и Приволжском федеральных округах за три квартала 2023 года расторговали 11,3 тысячи лотов на 559 миллиардов рублей и 12,1 тысячи лотов на 538 миллиардов соответственно, показало исследование рынка, проведенное СРО "Уральское объединение строителей" и СРО "Лига проектных организаций" совместно с аналитическим центром "Интерфакс-PROЗакупки". Далее идет сооружение коммунальных объектов для электроснабжения и связи: общая сумма заключенных в этом секторе договоров приблизилась к 320 миллиардам рублей. Сфера образования разместила заказы на 153 миллиарда рублей: по сумме начальных минимальных цен контрактов (НМЦК) на возведение школ лидирует СФО (34,3 миллиарда рублей), а по числу - центральная Россия (536 лотов). Максимально конкурентная среда оказалась в Мурманской области (3,8 заявки поставщиков на одну закупку), далее следуют Свердловская область (3,4) и Санкт-Петербург (3,1).

- Индекс активности подрядчиков вырос по сравнению с 2022 годом, но все же оказался меньше показателей 2021-го. Индекс активности заказчиков почти по всем федеральным округам уменьшается последние три года. Что касается прогнозов на 2024-й, общее настроение респондентов разделилось: половина высказались за отрицательную динамику, половина видит будущее стабильным, - комментирует результаты опроса Денис Снетков, заместитель генерального директора по связям с общественностью двух саморегулируемых организаций.

Самым важным отраслевым событием первого квартала 2024 года стал переход всех регионов и компаний с госучастием на ресурсно-индексный метод. Готовясь к очередному этапу реформы, Минстрой России утвердил новую сметно-нормативную базу в ценах на 1 января 2022 года. Туда вошло более 43 тысяч ресурсов. Теперь подрядчик может черпать самые свежие данные из федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) либо брать цифру от 2022 года, умножать на индексы-дефляторы, сгруппированные по объектам, и пересчитывать.

В перспективе планируется перейти от твердой цены контракта к формуле цены, то есть по завершении календарного года публиковать прогнозные индексы на новый сезон и пересчитывать стоимость оставшихся работ с учетом инфляции - это позволит как можно гибче реагировать на удорожание, рассказал о новшествах на международном форуме WorldBuild/StateContract в Екатеринбурге Александр Гончаров, замдиректора департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России.

Правда, чиновники признают, что возникла проблема с наполняемостью ФГИС ЦС: актуальную рыночную стоимость стройматериалов туда загружают не больше 10 процентов поставщиков. В основном этим занимаются региональные министерства строительства, используя информацию из разных источников. При этом в базу могут попадать недостоверные данные, ответственность за это формально есть, но фактически санкции не применяются. Чтобы мотивировать бизнес, Минстрой России планирует создать агрегатор всех действующих электронных площадок для торговли стройматериалами и оборудованием - коммерческих, отраслевых, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если договор финансируется за счет бюджета, цифры сделок автоматически будут размещаться в ФГИС ЦС.

Всего на форуме было озвучено 38 инициатив. Рассмотрим наиболее важные. Так, по мнению заказчиков, исполнителей на строительство и реконструкцию надо определять не на аукционах, а на открытых электронных конкурсах, где оценивается прежде всего опыт и квалификация участников, а предложенная ими цена имеет всего 40 процентов веса. Это особенно важно при сооружении больниц, спорткомплексов, школ, где много специфических требований. Сегодня торги, где довлеет как раз ценовой фактор, может выиграть даже ИП, у которого за спиной всего два договора ИЖС. Еще одна проблема аукционов - демпинг. НМЦК на проектно-изыскательские работы на практике может падать на 80 процентов, на строительно-монтажные - на треть. К примеру, стоимость разработки проекта планировки территории и межевания под тепломагистраль в Ангарске уронили с 11,7 миллиона рублей до 2,4. В итоге контракт не был исполнен, его расторгли в одностороннем порядке.

- Снижение цены на строительно-монтажные работы даже на 10 процентов с учетом, что проектная документация прошла госэкспертизу, приводит к тому, что сделать все качественно и в срок невозможно, - рассуждает Мария Латышева, представитель службы единого заказчика Иркутской области.

Заказчики предлагают определять исполнителей строительных работ на электронных конкурсах

Бизнес, в свою очередь, проголосовал за законодательный запрет на замену материалов на более дешевые аналоги во время прохождения госэкспертизы. Сегодня эксперты делают это на свое усмотрение, что может сказаться на качестве готового здания или сооружения.

- Если экспертиза сильно занижает сметную стоимость, вариантов два: получить отрицательное заключение или строить себе в убыток, - отметил руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в области госзакупок при бизнес-омбудсмене Москвы и Московской ТПП Сергей Маковеев.