02.02.2024 03:00
    Поделиться

    Федеральный закон от 30 января 2024 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    Дата подписания: 30.01.2024Опубликован: 02.02.2024
    Вступает в силу: 30.01.2024, 01.04.2024, 01.09.2024

    Принят Государственной Думой 23 января 2024 года

    Одобрен Советом Федерации 24 января 2024 года

    Статья 1

    Статью 71 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2016, N 1, ст. 88) дополнить новой частью одиннадцатой следующего содержания:

    "Субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе органам федеральной службы безопасности для выполнения на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах задач, возложенных на указанные органы федеральным законодательством, здания, сооружения, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование этих помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности.".

    Статья 2

    Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 30, ст. 3290; 2007, N 50, ст. 6245; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 15, ст. 2024; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; 2014, N 16, ст. 1836; N 30, ст. 4254; 2015, N 27, ст. 3957; N 29, ст. 4380; 2016, N 1, ст. 82; N 27, ст. 4224; 2017, N 31, ст. 4777; 2021, N 24, ст. 4188, 4226; N 27, ст. 5159; 2022, N 1, ст. 57; N 12, ст. 1783; N 48, ст. 8325; N 52, ст. 9377; 2023, N 1, ст. 24; N 12, ст. 1878; N 14, ст. 2384; N 32, ст. 6219) следующие изменения:

    1) статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

    "3. Правительство Российской Федерации вправе принимать акты, предусматривающие вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и принимаемых в целях создания и эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, в иные сроки, чем указанные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".";

    2) в статье 8:

    а) подпункт 4 пункта 1 изложить в следующей редакции:

    "4) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 21 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров, а также за исключением светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к указанным юридическим лицам устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".";

    б) в абзаце первом пункта 3 первое предложение дополнить словами ", утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, который также устанавливает форму и порядок выдачи данного документа", второе предложение исключить;

    3) в статье 82:

    а) пункт 1 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    б) пункт 2 после слова "лабораторий," дополнить словами "приостановления действия аттестата аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, сокращения области аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, аннулирования аттестата аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий и осуществления контроля за деятельностью сертификационных центров и испытательных лабораторий,";

    4) в статье 16:

    а) слова "В соответствии" заменить словами "1. В соответствии";

    б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

    "2. Регистрация нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации ведется оперативными органами единой системы организации воздушного движения в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

    5) в статье 17:

    а) слова "Использование воздушного" заменить словами "1. Использование воздушного";

    б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

    "2. Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

    6) в пункте 2 статьи 28:

    а) в абзаце одиннадцатом подпункта 1 слова ", за исключением документов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники" исключить;

    б) абзац второй подпункта 2 после слов "с пунктом 1 статьи 8" дополнить словами "(за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники)";

    7) пункт 1 статьи 38 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    8) абзац второй пункта 1 статьи 41 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    9) в статье 49:

    а) абзац второй пункта 2 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    б) абзац второй пункта 5 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    10) пункт 1 статьи 51 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    11) абзац второй пункта 11 статьи 53 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    12) в статье 64:

    а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

    "2. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

    б) дополнить пунктами 21 - 23 следующего содержания:

    "21. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, должен содержать в том числе:

    1) порядок расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;

    2) порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира;

    3) порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 настоящего Кодекса, и случаи, при которых неустойка не взимается;

    4) порядок расчета денежной суммы при возврате пассажиру или доплате пассажиром в случае изменения договора воздушной перевозки пассажира.

    22. Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, в отношении сборов и тарифов, взимаемых:

    1) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации;

    2) с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц;

    3) с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют заключенные международные договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта.

    23. Порядок, предусмотренный пунктом 22 настоящей статьи, должен содержать в том числе:

    1) порядок установления сборов, тарифов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание воздушных судов в аэропортах, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

    2) перечень сборов и тарифов с указанием услуг (работ), за оказание (выполнение) которых они взимаются;

    3) порядок взимания платы, рассчитанной на основе сборов и тарифов, включая случаи, когда плата, рассчитанная на основе сборов и тарифов, не взимается либо взимается однократно за оказание нескольких услуг.";

    в) в пункте 3 слова "ставки сборов" заменить словом "сборы";

    г) в абзаце первом пункта 4 слова "Ставки сборов" заменить словом "Сборы";

    13) пункт 2 статьи 66 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    14) пункт 2 статьи 71 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    15) дополнить статьей 751 следующего содержания:

    "Статья 751. Получение разрешений на воздушную съемку и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна и использование полученных материалов

    1. Воздушная съемка и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна выполняются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, которые установлены Правительством Российской Федерации и в которых получение таких разрешений не требуется.

    2. Фото-, видеоматериалы и другие материалы, получаемые в результате выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна на основании разрешений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, подлежат контрольному просмотру, проводимому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

    3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

    1) случаи, в которых для выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна не требуется получения разрешений, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

    2) порядок получения разрешения на выполнение воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна;

    3) порядок проведения контрольного просмотра фото-, видеоматериалов и других материалов, получаемых в результате выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна.";

    16) в статье 77 слова "уполномоченным органом в области использования воздушного пространства," исключить;

    17) статью 88 изложить в следующей редакции:

    "Статья 88. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море

    1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, - комплекс мероприятий, направленных на определение местоположения терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов всех видов авиации, оказание помощи их пассажирам и членам экипажей, космонавтам, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, эвакуацию с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, а также определение местоположения терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов.

    2. В целях организации и проведения поиска и спасания создается единая система авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации.

    Порядок создания, организации, функционирования и состав единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации определяются положением о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

    3. Порядок организации и проведения поиска и спасания, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно- космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" устанавливается Правительством Российской Федерации.

    4. Поиск и спасание пассажиров и членов экипажей терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.

    Поиск и эвакуацию терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организуют и осуществляют владельцы таких воздушных судов.

    5. К проведению и обеспечению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и членам экипажей терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов и людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцы беспилотных воздушных судов.

    Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению указанных работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

    6. Авиационные предприятия и организации государственной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности.

    Расходы организаций государственной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета. Расходы авиационных предприятий на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств возмещаются за счет внебюджетных источников. Расходы авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов на осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    7. Полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются. Перечень поисковых и аварийно-спасательных средств устанавливает уполномоченный орган в области использования воздушного пространства по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

    8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности определяет:

    1) требования к подготовке персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования;

    2) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

    3) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

    4) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

    5) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;

    6) порядок действий персонала органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при получении ими сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;

    7) методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;

    8) сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ);

    9) сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.

    9. Уполномоченный орган в области использования воздушного пространства:

    1) определяет требования к структуре и содержанию инструкции по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания;

    2) утверждает инструкцию по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания по согласованию с командованием соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны;

    3) определяет места дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств на территории Российской Федерации, общее количество и типы дежурных поисково-спасательных воздушных судов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные силы и средства;

    4) утверждает план дежурства в соответствующей зоне авиационно-космического поиска и спасания сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-cпасательных операций (работ);

    5) устанавливает требования к структуре и содержанию инструкций, определяющих обязанности экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, порядок несения ими дежурства и их действия при проведении поисково-спасательных операций (работ);

    6) осуществляет согласование вылета (выхода) дежурных сил и средств при проверке их готовности;

    7) осуществляет определение порядка передачи информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, в авиационный координационный центр поиска и спасания.

    10. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, совместно с уполномоченным органом в области обороны и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".

    11. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, при поиске и спасании осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.";

    18) в статье 93:

    а) в пункте 1 слова "уполномоченный орган в области гражданской авиации," исключить;

    б) в пункте 2 слова "уполномоченный орган в области гражданской авиации и" исключить;

    19) в пункте 1 статьи 95 слова "(не учтенным)" исключить;

    20) пункт 1 статьи 102 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

    21) в пункте 4 статьи 107 слова "настоящего Кодекса, определяется" заменить словами "настоящего Кодекса, а также порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных настоящей статьей и статьей 108 настоящего Кодекса, и случаи, когда неустойка не взимается, определяются";

    22) пункт 2 статьи 114 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации".

    Статья 3

    Внести в Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 29, ст. 4356; 2018, N 1, ст. 26; 2019, N 31, ст. 4429; N 49, ст. 6974; 2023, N 10, ст. 1576; N 14, ст. 2384; N 23, ст. 4013; N 31, ст. 5813) следующие изменения:

    1) статью 1 дополнить пунктом 14 следующего содержания:

    "14) беспилотные аппараты - беспилотные воздушные, подводные и надводные суда и аппараты, беспилотные транспортные средства и иные автоматизированные беспилотные комплексы.";

    2) в статье 123:

    а) в части 81 второе предложение изложить в следующей редакции: "Границы и конфигурация (пространственное очертание границ) зон безопасности вокруг отдельных объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не установлено особенностями защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.", дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "Границы зон безопасности вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";

    б) дополнить частью 82 следующего содержания:

    "82. Работники подразделений транспортной безопасности имеют право пресекать функционирование беспилотных аппаратов в целях защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов. Порядок принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в указанных целях и перечень должностных лиц подразделений транспортной безопасности, уполномоченных на принятие такого решения, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.".

    Статья 4

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    2. Пункт 15 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2024 года.

    3. Подпункт "б" пункта 3, пункты 4, 5, 12, 17 и 21 статьи 2 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2024 года.

    Президент Российской Федерации В. Путин

    Поделиться
    Рассылка свежих документов номера
    Подписаться
    Новые документы