Александр Шестаков

Пермские энтузиасты восстанавливают ИЛ-14



В Перми этот самолет хорошо видно с Нестюковского тракта, если ехать со стороны Кунгура в направлении улицы Леонова - он похож на присевшего на корточки пожилого богатыря. Опущенные к земле крылья-руки с бицепсами-двигателями как бы говорят: "Еще немного отдыха, и снова в путь". Но вблизи становится ясно: Ил-14 с бортовым номером СССР-29112 уже давно не видел неба.
Этот самолет был выпущен в конце 50-х годов прошлого века и принадлежал пермскому "Авиадвигателю". Использовался как своеобразное такси, летал по нуждам завода. И сохранился он чудом. Практически все машины давно ушли в переплавку
Иван Зоричев
участник инициативной группы
В девяностых старичка откатили на край летного поля, где он постепенно за двадцать лет погрузился под собственным весом в землю - лег на брюхо. Предприимчивые граждане захотели сделать из него что-то вроде бара, или бани, но бизнес не пошел.
Затем самолет разграбили - неизвестные украли топливные баки, элементы интерьера, разбили иллюминаторы из прочнейшего плексигласа. От окончательной гибели "Ил" спасло то, что аэродром находится относительно далеко от Перми.
От элеронов одни ребра остались. Разбиты все иллюминаторы. Чтобы его восстановить, понадобится огромное количество сил. Надо внимательно осмотреть стойки шасси. Это одна из важнейших деталей, они должны быть без изъянов. Потом двигатели. Придется очень много потрудиться, чтобы комиссия признала его годным к полетам. Если сможете – надо летать!
Николай Рубцов
Бывший бортинженер Ил-14
Последний раз бортинженер Николай Рубцов поднимал этот самолет в воздух в марте 1980 года. О том, что энтузиасты собираются вернуть Ил-14 к жизни, 90-летний пенсионер узнал из предновогоднего номера "РГ-Неделя. Пермский край":

"Мы получили самолет в конце 50-х, в транспортном-десантном варианте. В него входил ГАЗ-69 и 45-миллиметровая пушка, был оборудован двумя мощными лебедками, трапами специализированными. Но мы получили Ил-14 именно для того, чтобы по заданию предприятия возить остродефицитные грузы.

Летали по всей стране - от Калининграда до Благовещенска. Когда возникли проблемы с Китаем на Даманском полуострове, доставляли туда специалистов, обслуживающих двигатели вертолетов".

Ил-14 СССР-29112 работал не только тяжеловозом. В 1968 году на нем прилетали в Пермь легендарные космонавты Беляев и Леонов для встречи с уральцами.

"Мы нашего "Ильюшу" не ломали, мы его очень любили. И он нам отвечал тем же. Проблем с ним не было никогда", - говорит Николай Рубцов.
Николай Рубцов и его Ил-14.


"Мы потрясены встречей с Николаем Афанасьевичем. Это действительно человек-легенда, управлявший легендарным самолетом.

Мы же верим в свою мечту и продолжаем работы на самолете. И теперь каждый шаг, каждое действие, производимое с "Ильюшей", заносим в его бортжурнал. На очереди - дефектовка планера и установка иллюминаторов", - говорит Светлана Новикова, пресс-секретарь инициативной группы.
Мы понимаем, что иллюминаторы по уму надо ставить в последнюю очередь, но нам необходимо показать разным "мимопроходящим", что этот самолет не брошен. Что это именно самолет, а не свалка, с которой можно украсть что-то на дачу или домой в качестве сувенира.
Светлана Новикова
пресс-секретарь инициативной группы
"Илюшенька" не станет металлоломом
Желающие помочь пермякам пишите в Facebook
© 2016 ФГБУ "Редакция Российской газеты"
Фото - Александр Шестаков, Пермь

Made on
Tilda