–Т–Э–Ш–Ь–Р–Э–Ш–Х! –Т–Ђ –°–Ь–Ю–Ґ–†–Ш–Ґ–Х –Р–†–•–Ш–Т –°–Ґ–Р–†–Ю–У–Ю –°–Р–Щ–Ґ–Р –†–У, –Э–Х –Ю–С–Э–Ю–Т–Ы–ѓ–Ѓ–©–Ш–Щ–°–ѓ –° 4 –Ю–Ъ–Ґ–ѓ–С–†–ѓ 2003 –У–Ю–Ф–Р. –Ф–Х–Щ–°–Ґ–Т–£–Ѓ–©–Ш–Щ –°–Р–Щ–Ґ –Ч–Ф–Х–°–ђ

–†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–∞—П –≥–∞–Ј–µ—В–∞
–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ–Я—А–Є–ї–Њ–ґ–µ–љ–Є—П–Я—А–Њ–µ–Ї—В—Л–Я–Њ–і–њ–Є—Б–Ї–∞–Ю –≥–∞–Ј–µ—В–µ–Я–Њ–і–њ–Є—Б—З–Є–Ї–∞–Љ

* ѕобедить бюрократа
* «а квартплатой с прот€нутой рукой
* Ћюдмила Ћ€дова: ћо€ тональность - оптимизм
* "ѕолезна€ книжка" - ваше оружие в борьбе за свои права
* ћихаил √орбачев:
’аос пожирает демократию и парализует народ


Ћюдмила Ћ€дова: ћо€ тональность - оптимизм

     Ћюдмила Ћяƒќ¬ј - композитор, блест€ща€ пианистка, певица. ≈е им€ занесено в мировую энциклопедию музыки. Ќародна€ артистка –—‘—–, заслуженный де€тель искусств, лауреат многих премий.
     »саак ƒунаевский сказал: "ѕо оптимизму Ћ€дова заменит мен€". јлександра ѕахмутова назвала ее "своим ма€ком". ¬ этом году в √осударственном концертном зале "–осси€" состо€лс€ юбилейный концерт. ¬ последнее врем€, увы, мы все реже слышим ее музыку, бываем на ее концертах. ¬ своем интервью Ћюдмила Ћ€дова объ€сн€ет, почему это происходит.
     Ћюдмила Ћяƒќ¬ј: "ƒј∆≈ »ћя » ‘јћ»Ћ»ё я ѕ»—јЋј Ќќ“јћ»: ћ»-Ћя Ћя-ƒќ-‘ј".

"¬се в наших руках, поэтому их нельз€ опускать"

     Ётой жизненной позиции (в изложении знаменитой женщины  око Ўанель) полностью придерживаюсь. —кажу больше - не тот стар, кому 60-70, а кто скис в 30. Ётим запальчивым вступлением хочу предварить вопросы о сценических юбиле€х, возрасте и т.п.
     ¬споминаю забавный случай, когда на моем концерте в публике говорили: "Ёто дочка Ћ€довой, как похожа, очаровательна и талантлива..." ѕри€тно, но странно...
     »ли на гастрол€х в ƒонецке одна дама на вопрос, пойдет ли на концерт, ответила: "ј чего мне идти на эту Ћ€дову? ≈й, наверное, лет 80, чего ее слушать". я призналась, что и есть Ћ€дова. ќна не поверила, из любопытства пришла, потом извин€лась.
     —оавтор многих моих песен поэт ѕетр √радов написал эпиграмму, которой объ€сн€ет мою жизнестойкость: "Ёта Ћ€дова Ћюдмила женщина заметна€, а в душе у ћилы сила - атомно-ракетна€". –искую испортить свой поэтический образ таким объ€снением: кроме музыкальных учебных заведений окончила еще... академию жизни. ¬ ней пригодились воспитание, уральский упр€мый характер, сила воли, оптимизм.

ѕеть стала раньше, чем правильно выговаривать слова

     ƒругой судьбы у мен€ быть не могло. ≈сли про потомственных циркачей говор€т, что они родились и выросли на арене в опилках, то € выросла в звуках, нотах, скрипичных, басовых ключах, бемол€х и диезах. ќтец - скрипач и певец (тенор), мать - певица (меццо-сопрано) и хормейстер.
     я стала пианисткой, композитором и певицей. «накомство с ро€лем началось рано и поначалу было своеобразным.
     ¬ 4 года на ро€ль мен€ ставили и €, не уме€ еще правильно говорить все слова, пела колыбельную ћоцарта так: "—пи, мо€ Ћадость, усни..." Ќо мелодию вела безукоризненно. ¬ 14 лет по причине малого росточка сажали за кулисами на верт€щийс€ стул, на нужную высоту и в таком состо€нии выкатывали к ро€лю на сцене —вердловской филармонии. » € играла с симфоническим оркестром ѕервый концерт дл€ фортепиано с оркестром „айковского, концерт ћендельсона, произведени€ –ахманинова и Ћиста.
     ѕервые опусы - песенки на стихи јгнии Ѕарто - сочин€ла в 6-8 лет.  онсерваторию (в —вердловске) окончила по классу композиции и фортепиано.  ак пианистка считаю себ€ "внучатой" ученицей √.√. Ќейгауза, т.к. у него училась мой педагог Ѕ.—. ћаранц.  огда Ќейгауза освободили из ссылки, он приехал в —вердловск и в консерватории учинил мне экзамен. "—ыграй-ка мне "Ћунную сонату" Ѕетховена". —ыграла. "ј теперь первую часть на полтона ниже". —ыграла. Ѕыло мне 13 лет, и € подписывалась нотами: "ћи-л€ Ћ€-до-фа". «абега€ вперед, скажу: через четверть века уже в ћосковской консерватории - встреча с ним. ¬друг слышу: "ј! ћи-л€ Ћ€-до-фа!" Ќейгауз сохранил в пам€ти мой музыкальный автограф.

ј вот марксизм-ленинизм "подвел мен€ под монастырь"

     ѕри всех сценических успехах из консерватории мен€... выгнали. ћало того что в важнейшей дисциплине - марксизме-ленинизме была "ни в зуб ногой", но еще сн€ла с ноги туфлю и резиновым каблучком стерла в зачетке вполне заслуженную двойку.  акой цинизм! »деологическа€ распущенность, несовместима€ со званием студента и будущего артиста!.. Ќа мое счастье, из ћосквы приехал большой начальник из ћинкультуры и попросил показать студента, преуспевающего не в марксизме-ленинизме, а в пианистической классике. ѕризвали мен€, и € играла перед комиссией сложнейшие симфонические этюды Ўумана, которые по своей философии и эмоциональному воздействию не слабее "‘ауста" √ете, а уж о " апитале" ћаркса и речи не идет. «аработала восстановление в консерватории.
     ѕозже, в ћоскве, все-таки доигралась до полного идеологического краха. ∆изненна€ активность и неравнодушие занесли мен€, конечно, в комсомол и даже в члены горкома комсомола. ќдновременно и в жилищный кооператив, т.к. квартиры не было. ѕришлось много работать, давала по 5 концертов в день. Ќе ходила поэтому не только на заседани€ горкома и пленумы, но и на комсомольские собрани€. ћен€ вызвали на комсомольскую конференцию и с треском выгнали даже и из комсомола.
     Ќо идеологи€ в те годы была кака€-то... извилиста€. ¬ыгнать-то выгнали, а когда надо было кого-то послать за рубеж, в секретариате —оюза композиторов говорили: "ѕошлем Ћ€дову, уж она-то наверн€ка не останетс€".  стати, те, кто уехал, живут по-разному.  омпозитор ∆урбин, например, работает в Ќью-…орке... тапером в ресторане "–усский самовар". Ётот "самовар" - все, что он имеет теперь русского. √орько это!

¬ свои сани - садись!

     ¬ годы войны давали концерты, выезжа€ в "глубинку" на предпри€ти€, в колхозы. “ам и подкармливались. ≈здили на чем придетс€. ѕомню, зимой предоставили нам дл€ гастрольных передвижений норовистую лошаденку с сан€ми. ≈е надо было сначала сдвинуть с места, разогнать, а потом на всем скаку успеть моментально запрыгнуть в сани. Ѕыло морозно, поэтому попадали в сани ловко, как биль€рдные шары в лузу.
     Ќа гастрол€х в  емеровской области дали аж автобус. «ато дорога в один райцентр оказалась такой, что автобус проехать не смог. “огда местные жители, движимые любовью к искусству, как в сказке, за одну ночь вымостили дорогу. ”сталые артисты не хотели переодеватьс€ дл€ выхода на сцену. ”бедила их, что именно здесь мы должны надеть лучшие костюмы и про€вить все свое мастерство.
      ак-то пришлось выступить на теплоходе. ћен€ узнали и попросили спеть. ѕела много, естественно, свои романсы и песни. » вдруг один из слушателей говорит: "¬се это хорошо. Ќо вы бы спели что-нибудь свое..." ’охотали до слез.
     ...—ейчас выступать на концертной площадке стоит огромных денег. ћои концерты в последние годы в  олонном зале, залах имени „айковского и "–осси€" стали возможны благодар€ финансовой помощи ё.ћ. Ћужкова, ¬.—. „ерномырдина и спонсоров, которых нашли мои друзь€.
     ...“олько так € смогла запрыгнуть в эти сани... ј о выступлении на радио или телевидении и речи не идет.

ћузыка должна... разговаривать

     —прашиваете: как она рождаетс€? Ѕог ее посылает. ќна сначала звучит в душе. »ногда толчком к рождению мелодии станов€тс€ слова, стихи. »ной раз - состо€ние души. Ќаписала много романсов и лирических песен, потому что много было невидимых миру слез. ќни же должны куда-то выливатьс€?! ¬от и переплавл€лись в звуки, мелодию. “ак родилс€ романс на слова ѕлещеева "ѕленительные звуки". я отважилась предложить его Ќ.ј. ќбуховой. ќна посмотрела, сказала: "я медленно учу новые вещи, мес€ца через три запишу его на радио". ќднако через мес€ц Ќадежда јндреевна прислала письмо: "–оманс так понравилс€, что € его выучила и записала, вы услышите его на радио".
     –омансы и лирические песни пели знаменитые певцы јртур Ёйзен, »ван ѕетров, Ѕелла –уденко, ћари€ Ѕиешу и др. ћы их пели дуэтом с Ќиной ѕантелеевой и даже стали лауреатами конкурса артистов эстрады.

¬ы просите песен? »х есть у мен€...

     «нают, помн€т, наверное, больше мои песни. "¬иноват" в этом мажорный лад моей души.  ак говор€т, у мен€ даже грустный минор звучит со светлой мажорной окраской. Ќаписала около тыс€чи песен. »сполнители: Ћ. «ыкина, ».  обзон, Ё. ’иль, ¬. “олкунова и др. Ќу и €, конечно, когда наш дуэт с Ќ. ѕантелеевой распалс€.
     —лова к песн€м - поэтов Ќ. ƒоризо, ѕ. √радова, «. ямпольского и др. Ќа стихи ямпольского написала (и сама пела) забавную еврейскую песню. "я люблю евре€ –ому, родила ему детей, продавец он гастронома, гастронома зохенвей" (т. е. паршивенького гастронома!). ƒело кончаетс€ общей пл€ской, в которой русский пл€шет по-еврейски. ѕисала и другие еврейские песни. ј на юбилее јбрама ѕоздн€ка, администратора известного конферансье —мирнова-—окольского, сочинила экспромтом стихи, музыку с еврейскими мотивами, тут же сыграла и спела. Ёто вызвало такую реакцию присутствующего Ћеонида ”тесова: "“о, что ћила Ћ€дова прекрасна€ пианистка, знаю, что певица и композитор великолепна€ - тоже знаю. Ќо то, что она еврейка - первый раз слышу". «ал взорвалс€ от хохота. √оворю об этом, чтобы показать, что искусство сближает, а композитор понимает душу своих "героев", как собственную. ѕоэтому, не будучи солдатом, написала много солдатских песен, маршей. »х исполн€л знаменитый јнсамбль имени јлександрова, и, что не менее дорого, пели реб€та на марше, они были "под ногу" и под их военный настрой. "—тарый марш" в репертуаре его первого исполнител€ - ».  обзона. ј "мой марш" написала недавно и сама его пою: "Ћюдмила Ћ€дова - всегда в строю!"

—ледую советам  озьмы ѕруткова

     ѕерефразиру€ известное: "—пециалист подобен флюсу, полнота его односторонн€€", скажу, что у композитора, работающего в одном жанре, така€ же полнота. ћне интересны все жанры в музыке. Ќаписала оперу, четыре оперетты, одна из них - "ѕод черной маской" - шла в ћосковском театре оперетты, кантаты, оратории.
     »горь ћоисеев, хореограф Ѕольшого театра ¬асилий ¬айнонен, дирижер Ќи€зи просили написать музыку к балетным и танцевальным номерам. ѕричем поставили услови€. ¬ "“анцевальной польке" дл€ ансамбл€ ». ћоисеева должно быть много стакатто, т.е. отрывистых, коротких звуков. ¬айнонен уже сделал хореографический рисунок танца "Ќегрит€нские куклы", и музыка должна была точно попадать в него. —правилась! јнсамбль танцевал "ѕольку", а солисты балета исполн€ли в концертах "Ќегрит€нские куклы" и "—лепую девушку" (хореограф ѕ. √усев).

Ќаедине с ¬аном  либерном

     "Ќаедине" не совсем точно. Ѕыл еще мой первый концерт дл€ фортепиано с оркестром, который играла дл€ ¬ана в –узе, в ƒоме творчества композиторов. ќн приехал сюда отдыхать и работать через два года после победы на  онкурсе имени „айковского. ј € к этому времени написала свой фортепианный концерт. —ажусь за ро€ль в его коттедже. Ќоты еще написаны от руки.  либерн сидит р€дом и переворачивает их. ќн заинтересованно следит и за моими руками. ѕосле первой части концерта схватил за руку, посмотрел на пальцы и сказал: "ќл райт! ќна здорово играет". ј на нотах написал: "¬ вашем исполнении поражает особа€ выразительность, неповторима€ индивидуальность и легкость, с которой мы преодолели весь путь концерта. —пасибо за вашу игру дл€ мен€. ¬ы замечательный композитор и пианистка". “о, что € скажу дальше, тоже не должно звучать нескромно, так как не отношу слова  либерна только к себе: "я не ожидал, что в —оветском —оюзе такие женщины!"
     ...ћного позже играла этот концерт на музыкальном фестивале в  исловодске с симфоническим оркестром филармонии. ¬ 1998 году - в  олонном зале в сопровождении Ѕольшого оркестра –оссийского государственного центра телевидени€ и радиовещани€ под управлением народного артиста ———– ћурада  ажлаева. ”спех превзошел ожидани€.

¬месте с кошкой  атей мы водим автомашину

     —прашиваете: что все-таки помогает "так выгл€деть" и быть в строю? ƒаю рецепт: мажорность, вол€ к труду, к жизни, вера в себ€ и добро. Ёто "внутренние" средства. —ильную косметику и операции - отвергаю. ¬место этого другое. Ћюбовь к мужу. ќн - мо€ половинка. Ѕыли, были в жизни увлечени€ и даже браки. Ќо найти половинку - подарок судьбы. ¬месте мы уже 28 лет. ≈ще - увлечение... рыбалкой. » не кака€-нибудь с разведением рук и показом ушедшей рыбы, а с поставкой на кухню дл€ поджарки лещей, подлещиков и проч. Ќо главное в рыбалке - тишина и природа. ’лебом не корми - люблю убрать квартиру или покрасить забор на даче. ≈ще - водить машину вместе с кошкой  атериной. ќна садитс€ у рул€, не шелохнувшись, гл€дит пр€мо на дорогу. јвтоинспектора столбенеют, но, так как мы с  атериной правил не нарушаем, все обходитс€.

„его не люблю?

     Ѕезголосых, бездарных "певцов", заполнивших эстраду. »сполнительство стало карикатурным. ћузыка и тексты, похоже, "сработаны" одноклеточными существами. Ќе имею в виду талантливых певцов ».  обзона, Ћ. ƒолину, Ё. ѕьеху, ј. √радского, —. ѕенкина, ¬. —абанцеву. ” них и песни другие. »сполнительство на эстраде стало предметом странной купли-продажи. Ќе певец или музыкант получает деньги за выступление, а они их плат€т, чтобы иметь такую возможность.  то не имеет - остаетс€ за кадром. ћы не слышим, не знаем замечательных певцов «аира “утова, ¬алентину “олкунову, –ената »брагимова...
     —кажете, народ ходит, смотрит и слушает? ќтвечу: така€ политика ведь длитс€ давно, и молодежь не слышит ничего другого, кроме децибелов, несущихс€ со сцены или из приемников.
     —читаю зависимость от звукового фона такой музыки одной из причин того, что "ход€т". ќна сродни зависимости наркотической. Ќе пришло ли врем€ найтись "королю", который скажет: "Ќарод-то голый!" Ќе бо€сь при этом "не попасть в струю": "ј весь мир так поет и "играет"!"

Ѕеседовала
јза ѕј¬Ћќ¬ј.

–ейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100
© "–†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–∞—П –≥–∞–Ј–µ—В–∞", 1998-2007
–≠–ї–µ–Ї—В—А–Њ–љ–љ—Л–µ –∞–і—А–µ—Б–∞ –Њ—В–і–µ–ї–Њ–≤ –≥–∞–Ј–µ—В—Л –Љ–Њ–ґ–љ–Њ –њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –љ–∞ —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–µ "–Ъ–Њ–љ—В–∞–Ї—В—Л".
–Ю–±–Њ –≤—Б–µ–Љ –Њ—Б—В–∞–ї—М–љ–Њ–Љ –њ–Є—И–Є—В–µ –њ–Њ –∞–і—А–µ—Б—Г www@rg.ru