Как самому рассчитать свою пенсию

     О целях и ходе пенсионной реформы, о ее первых результатах и перспективах рассказывает М.Ю. Зурабов, председатель правления Пенсионного фонда России.
     С 1 января 2002 года в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. Однако и по сей день высказываются еще сомнения: а нужно ли было отказываться от ранее принятой модели и начинать реформу? Ведь в последние годы финансовое положение Пенсионного фонда было достаточно стабильным. В 2000-2001 гг. пенсии индексировались регулярно каждый квартал (за исключением ноября 2001 года). К тому же за два минувших года были созданы страховые резервы в размере около 120 млрд. рублей.
     Однако использовавшаяся до недавнего времени пенсионная модель была крайне несовершенна. Даже профессионалы-пенсионщики - и те не могли заранее рассчитать, с чем встретят старость.
     Пенсионное законодательство не было кодифицировано, в Российской Федерации до конца 2001 г. действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих устанавливаемыми ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсии.
     Так, по Закону Российской Федерации N 340-1 гражданин в зависимости от размеров своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75% среднего заработка либо за последние два года перед выходом на пенсию, либо за любые пять лет подряд из всей трудовой деятельности. Однако в законе имелось существенное ограничение: ваша пенсия, исчисленная по этой формуле, не могла превышать трех минимальных размеров пенсии по тому же закону. А минимальный размер пенсии по нему на начало 2001 г. составлял 168 рублей.
     Новый закон N 113-ФЗ, вступивший в действие в феврале 1998 года, должен был восстановить утраченную связь между зарплатой и размером пенсии.
     Согласно нормам данного закона за работником было сохранено право на получение пенсии в размере от 55 до 75% заработка в зависимости от стажа. А вместо трех минимальных пенсий законодатель установил в качестве ограничителя размер средней заработной платы в стране, установленной для исчисления пенсии, и его отношение к зарплате пенсионера. Данное соотношение было первоначально установлено в размере 0,7 (т.е. зарплата пенсионера при назначении пенсии учитывалась в размере не свыше 0,7 от средней заработной платы по стране). В дальнейшем же соотношение зарплат намечалось поэтапно повысить до 1,2.
     Однако выполнению этих планов помешал дефолт 1998 г. и образовавшаяся в результате его многомесячная задолженность пенсионной системы перед пенсионерами. Лишь с прошлого года Правительство и Пенсионный фонд начали в несколько этапов снимать ограничение, установленное 113-м законом. Сначала повысили отношение зарплат до 0,8, потом до 0,95 и, наконец, 1,2 уже в мае. Благодаря этому уже с мая минувшего года максимальный заработок, с которого исчисляется пенсия, стал на 20% превышать величину средней зарплаты по стране, установленной для расчета пенсии (на конец 2001 г. это в денежном выражении составляло 2005 рублей). А максимальный размер трудовой пенсии достиг 90% от средней зарплаты по стране для исчисления пенсий.
     Однако в то же время обнаружились серьезные противоречия в самом механизме повышения пенсий. Повышая соотношения зарплат, можно обеспечивать более полный учет заработка у тех, кто получал высокую зарплату, и за счет этого - рост средней пенсии. Но в этом случае без повышения остаются те, чей заработок уже в полном объеме учтен по нормам 113-го закона при назначении пенсии. А также те, кто получает пенсию по 340-му закону. Но и те, и другие, как правило, - малообеспеченная категория пенсионеров. И таких у нас 15-16 млн. человек из 38,5 млн. получателей государственных пенсий. Причем среди них несколько миллионов человек при наличии полного трудового стажа до марта прошлого года получали пенсию в размере 468 рублей.
     Не устраивала нас эта модель еще по одной причине - она не создавала у работающих заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера их зарплаты. В итоге в 2000-2001 гг. пенсионные взносы платились с 35% фактических доходов населения, остальные 65% оставались вне обложения, были в тени. В результате взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28% от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10% от него. Какой смысл был работнику отказываться от теневых схем получения высокой зарплаты, если пенсионные права он зарабатывал не с полного ее размера, а всего с двух тысяч из него?
     Именно поэтому в 2000 г. и встал вопрос о реформировании системы пенсионного обеспечения, законотворческая подготовка к которому практически велась на протяжении 2001 года.
     Поэтому было решено, полностью выполнив обязательства перед пенсионерами по старому законодательству и по возможности повысив пенсионные выплаты отдельным их категориям, закрыть и 340-й, и 113-й законы и, подготовив в 2001 г., ввести с 2002 г. новые.
     Начнем с нового пенсионного законодательства. В мае-июне 2001 г. Президентом Российской Федерации был внесен пакет из пяти законопроектов - "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Эти законопроекты летом-осенью 2001 г. были рассмотрены Государственной Думой и Советом Федерации. В итоге к концу 2001 г. законодательная база пенсионной реформы в виде нового пенсионного законодательства была сформирована.
     Одновременно на протяжении 2001 г. производилось повышение пенсий целому ряду категорий пенсионеров: их реальные доходы выросли за минувший год на 22%.
     Однако фактически больше резервов для повышения пенсий нынешним пенсионерам у старой модели не оставалось. Решить проблему материального обеспечения пенсионеров можно, только резко повысив доходы пенсионной системы. Но это возможно только тогда, когда у работающих появляется стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд, когда у человека появляется перспектива заработать пенсию.
     Мировой опыт, подтвержденный практикой, подсказывает нам путь решения этой двуединой задачи: пенсия должна складываться из двух частей - базовой, которая всем в одинаковом размере гарантируется государством, и страховой, размер которой будет дифференцирован и станет напрямую зависеть от объема поступивших средств от каждого конкретного человека. С учетом демографических тенденций для более молодых возрастных групп в страховой части пенсии должен быть предусмотрен и накопительный элемент - своего рода резерв на случай ухудшения соотношения работающих и пенсионеров.
     Каковы должны быть оптимальные пропорции между базовой и страховой частью пенсии? Расчеты показывают, что распределение сегодняшнего тарифа пенсионных отчислений в 28% от фонда оплаты труда должно происходить для базовой и страховой части равномерно: 50 на 50. Половина взносов должна идти на финансирование базовой пенсии, а другая половина - закрепляться в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком. Это позволит и выполнять обязательства перед нынешними пенсионерами, и создавать заинтересованность перед нынешними работниками.
     Разрабатывая пенсионную реформу, мы исходили из того, что следует проводить ее лишь в том случае, если результаты можно будут почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения сегодняшних пенсий.
     Новые пенсионные законы позволяют пенсионерам почувствовать позитивные результаты перемен уже с начала 2002 г. Повышения после перехода к новой пенсионной модели с 1 января 2002 г. были предусмотрены:
     - для работающих пенсионеров (прибавка по этой категории в среднем составила до 450-500 рублей);
     - для пенсионеров, достигших 80 лет, и инвалидов первой группы, пенсии им увеличены минимум до 1110 рублей;
     - для инвалидов первой и второй групп с детства, а также детей-инвалидов (повышений пенсий до 900 рублей);
     - для круглых сирот (прибавка более 400 рублей);
     - для родителей, потерявших детей на военной службе (повышение базовой части трудовой пенсии до 900 рублей при сохранении прав на полную страховую часть).
     С учетом этих и целого ряда других категорий повышение в январе получили более 12 миллионов российских пенсионеров. А с 1 февраля для всех 38,5 млн. российских пенсионеров началась ежеквартальная индексация пенсий. Общие расходы на эти цели в 2002 г. составят более 80 млрд. рублей. Это позволит увеличить средний размер трудовой пенсии в 2002 г. на 33,4%, или на 369 рублей. Средняя пенсия в итоге должна возрасти до 1520-1550 рублей.
     Главная гарантия надежного выполнения пенсионной системой обязательств перед нынешними пенсионерами - повышение уровня ее доходов. Сегодня доля зарплаты в ВВП России составляет порядка 20% (в развитых индустриальных странах она, как правило, в два раза выше). Поэтому и доля пенсии в ВВП сегодня едва превысила 6%. Поэтому повысить пенсии можно только одним путем - повышая общие доходы населения. И, добавим, выводя их рост из тени. Сегодняшние тенденции экономического развития позволяют прогнозировать повышение доли зарплаты в ВВП к 2010 г. до 30%, а к 2012 - до 36%. При этом доля пенсии повысится соответственно до 10 и 12%, т.е. до уровня, близкого к развитым странам.
     Логика же повышения пенсий нынешним пенсионерам может быть только одна: заинтересовать работающих в зарабатывании пенсионных прав и повысить тем самым уровень доходов пенсионной системы.
     С началом реформы - с 1 января 2002 г. - началась конвертация пенсионных прав граждан. Проще всего пройдет конвертация прав у неработающих пенсионеров: если они не будут иметь прав на повышения, то им выделят в их пенсии базовую (450 руб.) и страховую части (получаемая пенсия минус базовая часть). И в дальнейшем будут индексировать их по новому пенсионному законодательству.
     Работающие пенсионеры могут не только пересчитать пенсию по нормам закона N 113-ФЗ, но и, если это им выгодно, вообще пересчитать пенсию, предоставив для этого данные о последних 24 месяцах работы. В назначенной им пенсии также будут условно выделены базовая и страховая части, по которым будет проводиться последующая индексация.
     Более сложна будет схема конвертации прав так называемых транзитных поколений - тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в старой модели, не достигли еще пенсионного возраста и должны будут дорабатывать до него в рамках модели новой.
     Начнем с того, что все они должны будут виртуально, условно с 1 января 2002 г. уйти на пенсию. Для этого им будет произведен расчет пенсионных прав по нормам закона N 113-ФЗ с учетом выработанного по старым нормам стажа и размеров зарплаты за 24 последних месяца или 60 месяцев подряд по выбору.
     На этом основании будет производиться назначение так называемой расчетной пенсии - той пенсии, которая может быть назначена представителям транзитных поколений по закону N 113-ФЗ. В ней также будут выделяться базовая и страховая части. Однако эта первичная страховая часть будет носить название начальной, в дальнейшем ее величина будет индексироваться, но никак не зависеть от результатов последующей работы.
     Страховые взносы, которые будут делаться работодателями в пользу застрахованных, будут составлять основу для исчисления третьей части пенсии представителей транзитных поколений - страховой. Эти взносы будут суммироваться и составят к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал. Он при выходе на пенсию будет разделен на период среднестатистического дожития, или, как он назван в новом законодательстве, расчетного ожидаемого пребывания на пенсии (он составляет по закону 228 месяцев, или 19 лет), - и в результате будет определена величина месячной пенсионной выплаты.
     Кроме того, у мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 лет в пенсии будет еще одна часть - накопительная, которая будет играть роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. Для тех, кто старше 35 лет, на эти цели будет направляться 2 из 14% страховых взносов, делаемых в их пользу. Для тех, кто моложе, - процент отчислений будет повышаться с 3% в 2002 г. до 6% в 2006 г. с ежегодным темпом роста в один процент. Эти средства по выбору граждан будут инвестироваться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством или (с 2004 г.) негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчете пенсии.
     Новая пенсионная модель будет в гораздо большей мере, чем старая, учитывать различия в размере получаемых работниками доходов. Задача любой пенсионной модели - обеспечивать минимальный уровень социальных гарантий для пенсионеров и не допускать чрезмерной дифференциации пенсий.
     Минимальный уровень социальных гарантий должна, по идеологии пенсионной реформы, обеспечить базовая пенсия. Ее размер связан с размером ставки первого разряда тарифной сетки в бюджетной сфере и будет повышаться вместе с ним. Правительство планирует уже в ближайшие годы повысить и ставку первого разряда, и вместе с ним базовую часть пенсии до размеров прожиточного минимума. Размер базовой пенсии будет ежегодно утверждаться вместе с федеральным бюджетом и индексироваться в темпе роста инфляции. Права же на базовую пенсию можно будет заработать, напомним, за пять лет страхового стажа, из которых до трех лет у женщин могут быть зачтены за счет двух отпусков по уходу за ребенком (по полтора года каждый), а два года у мужчин - за счет лет службы в армии. Однако для этого предстоит наладить систему оплаты этих периодов из средств федерального бюджета и оценки каждого страхового года.
     Особое внимание мы обратили на пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. В старой пенсионной модели они были очень низкими. В новой пенсионной модели мы предусмотрели механизм внутреннего страхования по случаю инвалидности и потери кормильца. Подобной системы, устанавливающей трудовую пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца, нет еще ни в одной стране мира, кроме России. Введение этих видов страхования позволит обеспечить получение достойной пенсии лицам, ставшим инвалидами до достижения пенсионного возраста, или иждивенцам, потерявшим кормильца. А значит, эти социально уязвимые категории будут защищены более надежно.

О чем спрашивают чаще всего?

     На вопросы читателей "РГ" отвечают Ю.В. Воронин, действительный государственный советник РФ 3 класса, С.А. Афанасьев, государственный советник РФ 1 класса

     1. Каким категориям населения делается пересчет пенсий?
     Пересчет пенсий по нормам нового законодательства производится всем пенсионерам, ранее получавшим пенсию по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

     При этом получателям трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет) определяется размер базовой и страховой части новой трудовой пенсии. Получателям социальных пенсий, чернобыльцам, родителям погибших военнослужащих и некоторым другим категориям устанавливается соответствующая пенсия по государственному пенсионному обеспечению и определяется ее размер.

     2. Каким образом пересчитывается пенсия: существует ли формула или алгоритм расчета?
     Пересчет трудовых пенсий по нормам нового законодательства производится по правилам исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, которые применялись и в прежнем законодательстве по 31 декабря 2001 года.
     Общий алгоритм пересчета пенсий, включающий необходимые формулы, описан непосредственно в законе и выглядит следующим образом.
     Вначале определяется стажевый коэффициент пенсионера. Он полагается равным 0,55 за общий трудовой стаж до 1 января 2002 г. не менее 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам. За каждый полный год стажа сверх указанного стажевый коэффициент увеличивается на 0,01, но не более чем на 0,20.
     Затем определяется отношение заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране. Этот заработок может быть взят за 2000-2001 годы или за любые 60 месяцев работы подряд, или тот, из которого была исчислена пенсия на момент реформы. Среднемесячная зарплата в стране берется за тот же самый период.
     Отношение заработков учитывается в размере не свыше 1,2. Для пенсионеров, проживающих на Крайнем Севере, учитываемое соотношение выше: от 1,4 до 1,9 в зависимости от установленного в централизованном порядке районного коэффициента к зарплате.
     Затем стажевый коэффициент умножается на соотношение заработков и на 1671 руб. - утвержденную для расчетов среднемесячную зарплату в стране за III квартал 2001 г. Это и будет пересчитанный размер трудовой пенсии по новому законодательству в обычном случае.
     Если он оказался менее 660 руб., то размер пенсии "доводится" до этого гарантированного минимума.
     Если пенсионер является инвалидом I группы или достиг к 1 января 2002 г. возраста 80 лет и более, рассчитанный в этом порядке размер пенсии по старости увеличивается на 450 руб.
     Если у пенсионера имеются лица, находящиеся на его иждивении, то рассчитанный размер пенсии увеличивается на 150 руб. на каждого иждивенца, но не более чем на 3 в общей сложности.
     Эти увеличения расчетного размера пенсии "поглощают" (а по размеру превосходят) ранее устанавливавшиеся к пенсии надбавки на уход и на нетрудоспособных иждивенцев, которые с 1 января 2002 г. полностью отменены.
     Следует подчеркнуть, что выше описаны единые правила определения расчетного размера пенсии на 1 января 2002 г. для всех застрахованных лиц, в том числе и для тех, кто не достиг пенсионного возраста к моменту начала пенсионной реформы. Пенсионер может не пользоваться этими правилами, а сохранить ранее установленную пенсию в фактическом размере.

     3. Существует ли более простая и понятная формула определения расчетной пенсии?
     К сожалению, нет. Установленная в законе формула определения расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. полностью соответствует ранее применявшемуся порядку определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Такое решение принято для сохранения пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до начала пенсионной реформы по прежним правилам учета стажа и заработка, и не может не "воспроизводить" сложность этих правил.
     Упростить можно только понимание этой формулы. Расчетный размер пенсии - это: от 55 до 75 процентов от суммы 1671 руб. (в зависимости от имеющегося к началу реформы трудового стажа), повышаемой на отношение заработка застрахованного лица к средней зарплате в стране за выбранный период (2 года перед датой реформы или любые 5 лет подряд до нее), с учетом ограничения этого отношения (учитываемого в размере не свыше 1,2 в обычном случае, а для северян - до 1,9).

     4. Как будут исчисляться пенсии пенсионерам, которые не выработали полностью трудовой стаж или по каким-либо причинам не имеющим стажа?
     Если общий трудовой стаж пенсионера на 1 января 2002 г. оказался менее требуемого (25 лет у мужчин или 20 лет у женщин), то размер пенсии подсчитывается как при полном стаже и подлежит снижению пропорционально имеющемуся стажу и требуемому. Вместе с тем, это снижение менее значительно, чем применялось в ранее действовавшем законодательстве.
     Для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. достаточно иметь хотя бы один день общего трудового стажа на эту дату. Если стаж отсутствует вообще, то речь идет о получателе социальной пенсии, которому полагается установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению в фиксированном размере.

     5. Все ли работающие пенсионеры будут получать пенсию по новому закону?
     Пересчет трудовых пенсий по нормам нового пенсионного законодательства предусматривается для всех пенсионеров, в том числе работающих, по единым правилам определения ее расчетного размера (либо сохранения фактического размера, если это окажется выгодным пенсионеру).
     При этом выплата трудовой пенсии в новом размере осуществляется независимо от факта выполнения оплачиваемой работы.
     В отличие от трудовой пенсии социальная пенсия по государственному пенсионному обеспечению, назначенная мужчинам по достижении возраста 65 лет (женщинам - 60 лет), не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

     6. Почему после пересчета размер пенсии может уменьшаться? С чем это связано и в каких случаях требуется сохранять ее в прежнем более высоком размере?
     Предусмотренное законом положение о сохранении пенсии в прежнем более высоком размере, если при пересчете пенсии по новым нормам ее размер уменьшается, имеет скорее "страховочный", чем практический характер.
     Так, при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. пенсионеру предоставляется право выбора наиболее выгодного из предусмотренных вариантов пересчета пенсии, в том числе с сохранением ее прежнего фактического размера. Поэтому можно считать, что указанное положение закона практически препятствует пенсионеру выбирать невыгодный (меньший) размер пенсии при ее пересчете.
     На практике пенсию в прежнем размере сохраняют пенсионеры, которые и до реформы имели право на исчисление пенсии с применением индивидуального коэффициента, но этим правом не воспользовались как невыгодным. Речь, как правило, идет о тех, кто имел невысокий заработок или непродолжительный трудовой стаж, которые давали право на пенсию лишь в минимальном размере, и проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате. Пенсию им выгоднее всего было исчислять по "старым" правилам, без применения индивидуального коэффициента.
     Эти правила предусматривали установление относительно высокой компенсационной выплаты к пенсии в минимальном размере. Причем суммарная выплата повышалась на районный коэффициент. Соответственно при пересчете трудовой пенсии по новому законодательству сохранение пенсии в этом суммарном размере оказывается также наиболее выгодно для этой малочисленной категории пенсионеров.
     Меньше сохраненного фактического размера пенсии может оказаться только расчетный размер пенсии, определяемый по единым для всех застрахованных лиц правилам.
     С этой ситуацией пенсионер может столкнуться, если принесет новые, ранее не представленные им сведения (например, о более высоком заработке или о периодах, включаемых в трудовой стаж), полагая, что это улучшит оценку его пенсионных прав, приобретенных к 1 января 2002 года и оцененных исходя из сохраненного размера пенсии. Однако, если расчетный размер пенсии, определяемый по состоянию на эту дату, даже с дополнительно представленными сведениями не "дотянет" до прежнего фактически установленного размера выплаты, то новая оценка пенсионных прав просто не производится. При этом выплачиваемая пенсия, конечно, не изменится в сторону уменьшения.

     7. Как будет учитываться стаж и заработок ныне работающих пенсионеров? За какой срок необходимо представить справку о заработке для пересчета пенсий работающим пенсионерам: за 2 года или 5 лет? Какие годы необходимо брать для проведения пересчета размера пенсии: любые 5 или только последние?
     Оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. всем застрахованным лицам, в том числе работающим пенсионерам, производится с учетом среднемесячного заработка за 2000-2001 годы, сведения о котором имеются в системе индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. в территориальных органах Пенсионного фонда.
     Также все застрахованные лица для определения расчетного размера пенсии на 1 января 2002 года вправе представить сведения (справки) о заработке за любые 5 лет подряд из своей трудовой деятельности, осуществлявшейся до 1 января 2002 года, в том числе и за последние пять лет до этой даты.
     Кроме того, пенсионер вправе выбрать расчет пенсии по новым нормам исходя из того заработка, из которого ему в последний раз была исчислена пенсия (при ее назначении, а если размер пенсии пересчитывался после назначения, то при ее последнем перерасчете). В большинстве случаев - это заработок за 24 последних месяца перед назначением или перерасчетом пенсии, реже - за 12 месяцев (для пенсий, которые были установлены в начале 90-х годов и с той поры не пересчитывались) или за 5 лет работы подряд. Считается, что в свое время именно этот вариант определения среднемесячного заработка пенсионера был выбран как наиболее выгодный из всех возможных для исчисления пенсии.
     Таким образом, пенсионеры могут воспользоваться любым из трех вариантов определения среднемесячного заработка для оценки своих пенсионных прав и пересчета пенсий по новым нормам.
     Пожалуй, единственное, что нельзя пенсионеру, - это произвольно выбирать варианты определения заработка, сведения о котором имеются в пенсионном деле, за любые 24, а тем более 12 месяцев подряд. Впрочем, подобная возможность также не предусматривалась и ранее действовавшим законодательством.
     Что касается общего трудового стажа работающих пенсионеров, то при пересчете пенсии по нормам нового законодательства учитывается весь стаж до 1 января 2002 г. При этом не имеет значения, прошли ли сроки и соблюдены ли условия, требуемые ранее действовавшим законодательством для перерасчета размера пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа, или нет.

     8. Какие виды деятельности учитываются при пересчете пенсии?
     При определении расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж включаются те же периоды, что учитывались при определении пенсии с индивидуальным коэффициентом пенсионера.
     Во-первых, это документально подтвержденные периоды выполнения оплачиваемой работы по найму (трудовому договору), в том числе за границей.
     Во-вторых, это периоды, обусловленные наличием гражданско-правовых отношений и периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Такие периоды (индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в качестве фермера, работы в крестьянском хозяйстве, творческая деятельность членов творческих союзов и отдельных категорий творческих работников, оказание услуг по договорам гражданско-правового характера и др.) могут включать в общий трудовой стаж при подтверждении уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
     В-третьих, это периоды военной службы - по призыву или по контракту.
     В-четвертых, это периоды получения выплат по государственному социальному страхованию (временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, отпуска, предоставленного работающим женщинам по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, получения пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройство).
     При определении общего трудового стажа учитывается работа осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, периоды пребывания (по достижении трудоспособного возраста 16 лет) в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, а также необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.
     Периоды учебы и иные "нестраховые" периоды в общий трудовой стаж не включаются. Вместе с тем выполнение оплачиваемой работы в течение таких периодов (например, в стройотрядах, в рамках научно-исследовательских и договорных работ, иных форм "подработки" студентов, аспирантов, учащихся) при необходимом документальном подтверждении могут быть включены в стаж.

     9. Применяются ли правила льготного исчисления периодов, включаемых в трудовой стаж?
     Нет, периоды исчисляются только в календарном порядке, без применения зачета каких-либо периодов в полуторном, двойном или тройном размере.
     Полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются за год работы.

     10. Как определить ожидаемый период выплаты трудовой пенсии?
     Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии установлен Законом от 17 декабря 2001 года. Продолжительность этого периода составляет 19 лет (228 месяцев). Однако указанная продолжительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии вводится в действие не сразу, а постепенно (начиная с 12 лет в 2002 году) с таким расчетом, чтобы выйти на конечный показатель только в 2013 году. Вместе с тем необходимо учитывать, что у застрахованного лица существует возможность сократить ожидаемую продолжительность выплаты его пенсии с тем, чтобы получить ее в более высоком размере. Для этого необходимо отложить момент своего выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста как минимум на один год.
     Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста, если назначение указанной пенсии не производилось (при наличии у застрахованного лица всех оснований, дающих право на пенсию).
     С учетом такого сокращения ожидаемый период выплаты пенсии по старости не должен быть менее 14 лет (168 месяцев). Это тоже конечный показатель, который вводится в действие постепенно. Начиная с 1 января 2002 года минимально возможный ожидаемый период выплаты пенсии по старости составляет 10 лет (120 месяцев), а начиная с 1 января 2009 года увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев).
     При определении страховой части пенсии по инвалидности применяется ожидаемый период выплаты страховой части пенсии по старости. Однако при этом он умножается на корректирующий коэффициент, который рассчитывается посредством деления нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) инвалида по состоянию на день, с которого назначается страховая часть пенсии по инвалидности, на 180 месяцев.
     Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
     Для удобства восприятия порядок определения корректирующего коэффициента ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии можно представить в виде следующей формулы:

     К = (12 + [В - 18] х 4)/ 180.

     В приведенной формуле символом "В" обозначен возраст инвалида на день, с которого ему назначается страховая часть пенсии по инвалидности. Соответственно [В - 18] - полное число лет возраста, превышающего 18 лет.
     В аналогичном порядке определяется ожидаемый период выплаты страховой части пенсии по случаю потери кормильца. Различие состоит только в том, что корректирующий коэффициент умершего кормильца рассчитывается исходя из нормативной продолжительности страхового стажа кормильца по состоянию на день его смерти.

     11. Какие изменения коснутся "северных пенсий"? Сохраняются ли льготные надбавки для северян? Как будет исчисляться "северный" стаж?
     Лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста.
     Также эти лица при оценке своих пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. получили возможность учесть свой заработок в более высоком размере, в зависимости от районного коэффициента, причем независимо от места жительства и даты выезда с Крайнего Севера.
     Аналогичное право было предоставлено в прежнем законодательстве с 1 августа 2001 года при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Однако эти нормы распространялись только на тех, кто имеет требуемый "северный" стаж и выезжает с Крайнего Севера после 1 августа 2001 г. Также пенсия с повышенным учитываемым соотношением заработков назначалась и при меньшем "северном" стаже тем, кто проживает на Крайнем Севере. Однако в этом случае при выезде с Крайнего Севера право на учет заработка по повышенным нормам не сохранялось и пенсия пересчитывалась по новому месту жительства по общим нормам.
     По новым правилам всем северянам, которые на 1 января 2002 года постоянно проживали на Крайнем Севере, оценка пенсионных прав по состоянию на эту дату производится с учетом повышенного учитываемого соотношения заработков, причем независимо от места назначения пенсии.
     Правила определения районного коэффициента, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение северян, полностью сохранены. Так, во внимание принимается районный коэффициент, установленный в централизованном порядке (а не решениями региональных органов власти). Если на территории применяется несколько районных коэффициентов, то применяется тот, который установлен к заработной плате работников непроизводственных отраслей.
     Исчисление пенсии с индивидуальным коэффициентом по прежним нормам и оценка пенсионных прав по новым нормам не предусматривают повышения пенсий на районный коэффициент. Также эти правила предусматривают исчисление общего трудового стажа, в т.ч. "северного", только в календарном порядке. В этом плане условия оценки пенсионных прав для северян также сохраняются.
     Что касается пенсионеров, которым было невыгодно рассчитывать пенсию с применением индивидуального коэффициента пенсионера, то им произведена оценка пенсионных прав на 1 января 2002 года исходя из фактически установленного на 31 декабря 2001 года размера пенсии. Этот размер мог быть определен с исчислением "северного" стажа в льготном порядке (год за полтора) и с учетом повышения пенсий в минимальном или максимальном размере на районный коэффициент (при выезде учитываемый в размере не более 1,5). Таким образом, при пересчете пенсий по нормам нового законодательства по выбору пенсионера мог быть сохранен "результат" ранее применявшихся льгот, т.е. установленный наиболее выгодный для пенсионера размер пенсии.
     По новым правилам зарабатывания страховой части трудовой пенсии предоставление льгот северянам (по более высокому ограничению учитываемого заработка, по искусственному повышению минимальных пенсий и компенсационных выплат к ним на районный коэффициент, по льготному подсчету стажа, по "экспорту" районного коэффициента за пределы Крайнего Севера) не требуется. Увеличение страховой части трудовой пенсии напрямую зависит от объема уплаченных страховых взносов. Чем выше "северный" заработок (с учетом установленного районного коэффициента и процентных надбавок к нему), тем больше отчисляемые суммы взносов и тем самым - размер пенсии, исчисляемой без каких-либо прямых или косвенных ограничений.

     12. Существуют ли льготные надбавки для лиц, работавших на вредных производствах?
     В отличие от надбавок к заработной плате, которые предусматриваются в коллективных договорах и отраслевых тарифных соглашениях для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, к пенсии такие надбавки не устанавливались по крайней мере с 1956 года.
     Вместе с тем в новом законодательстве при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. в льготном порядке может быть оценен стаж работы во вредных и опасных условиях труда.
     В частности, за 10 лет работы по Списку N1 или за 12,5 лет работы по Списку N 2 до 1 января 2002 года мужчины заработали право на определение расчетной пенсии в таком же размере, что и за 25 лет работы в обычных условиях труда (при одинаковом заработке). Соответственно, у женщин 7,5 лет работы по Списку N 1 или 10 лет работы по Списку N 2 приравниваются к 20 годам работы в обычных условиях труда при оценке их пенсионных прав по состоянию на момент начала пенсионной реформы.
     Каждый год переработки во вредных и опасных условиях труда сверх указанного срока увеличивает расчетный размер пенсии так же, как и каждый год работы сверх требуемого общего трудового стажа. Однако учитывается не более 20 лет такой переработки.
     При этом сохранено право выйти на пенсию на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста лицам, проработавшим по Списку N 1 в течение указанного срока, и на 5 лет раньше - по Списку N 2.
     Тем пенсионерам, которые вышли на пенсию досрочно по Спискам N 1 и N 2 и которые на 1 января 2002 г. достигли общеустановленного пенсионного возраста, оценка прав могла осуществляться исходя из вдвое меньшего требуемого стажа работы во вредных и опасных условиях труда. Аналогичная, но меньшая дополнительная льгота по учету стажа работы по Спискам N 1 и N 2 (в зависимости от возраста) может быть применена и к другим пенсионерам, вышедшим на пенсию досрочно.

     13. Суммируются ли льготы?
     При пересчете пенсий по новым нормам сохраняются ранее действовавшие правила суммирования стажа работы во вредных и опасных условиях труда. Также сохраняется льгота по "суммарному" снижению возраста, в котором досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, работавшим в этих условиях на Крайнем Севере.

     14. Каких изменений ждать лицам, работавшим под землей, в горячих цехах, на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда?
     Пенсионеры, работавшие в особых условиях труда, вправе воспользоваться оценкой своих прав с учетом стажа работы в таких условиях и пересчитать размер пенсии по нормам нового законодательства. Если они имели продолжительный стаж такой работы, что чаще всего и происходило на практике, то вправе ожидать увеличения размера своей пенсии.
     Шахтеры, вышедшие на пенсию за выслугу лет (т.е. независимо от возраста после 25 лет подземной работы) по достижении ими возраста 50 лет, также вправе обратиться за уточнением оценки своих пенсионных прав с учетом стажа подземной работы по Списку N 1 и ожидать увеличения размера пенсии при ее перерасчете по итогам такого уточнения.
     Те работники, которые по состоянию на 1 января 2003 года будут иметь не менее половины требуемого стажа работы в особых условиях труда, сохранят право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии, что выработают требуемый для этого стаж. До 2013 года такие пенсии будут исчисляться без учета увеличения ожидаемого периода их выплаты, несмотря на досрочное назначение, т.е. без снижения размера страховой части трудовой пенсии.
     Если к тарифным окладам таких работников установлены надбавки за особые условия труда, предусмотренные в отраслевых тарифных соглашениях или коллективных договорах, то работники вправе ожидать получения пенсии в более высоком размере, с учетом общей суммы взносов, которая будет уплачена с повышенной зарплаты.
     Наконец, лица, впервые принимаемые на работу с особыми условиями труда, смогут рассчитывать на дополнительное пенсионное обеспечение, предоставляемое в рамках обязательных профессиональных пенсионных систем, за счет обязательных дополнительных взносов работодателей, использующих их труд.

     15. Какие изменения при пересчете пенсий предусматривает новый закон для инвалидов I и II групп?
     В новом законодательстве упраздняется ранее действовавшая система надбавок к пенсиям по старости и по инвалидности (на уход за инвалидом и на нетрудоспособных иждивенцев), которые "поглощаются" более высоким размером полагающейся базовой части пенсии, устанавливаемой с учетом группы инвалидности и числа иждивенцев.
     Также пенсии за выслугу лет, к которым ранее не предусматривались подобные надбавки, преобразуются в досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, базовая часть которой определяется для инвалидов по тем же нормам, что и для обычных пенсий по старости.
     Поэтому при пересчете пенсий инвалидам с 1 января 2002 года ее размер повышается за счет того, что сумма ранее установленных надбавок "доводится" до нового полагающегося размера базовой части трудовой пенсии. Такое повышение полагается "автоматически", без истребования дополнительных документов, исходя из сведений, содержащихся в пенсионном деле.
     Так, в отсутствие нетрудоспособных иждивенцев инвалидам I группы с 1 января 2002 г. повышаются размеры пенсий по старости и по инвалидности - на 264 руб. 68 коп., а пенсий за выслугу лет - на 450 руб.
     Кроме того, при этом пересчете работающие инвалиды могут воспользоваться оценкой пенсионных прав по правилам исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, что приводит к дополнительному повышению размера пересчитанной пенсии.

     16. Будет ли производиться перерасчет пенсий лицам, достигшим 80-летнего возраста? Каким образом?
     Лицам, достигшим 80-летнего возраста до 1 января 2002 г., пенсия увеличивается в том же порядке и в том же размере, что и инвалидам I группы.
     Пенсионерам, которые достигли или достигнут возраста 80 лет после 1 января 2002 г., полагается перерасчет базовой части трудовой пенсии с 1 числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором исполняется 80 лет. При таком перерасчете базовая часть трудовой пенсии удваивается. Например, при отсутствии иждивенцев увеличение пенсии в период с февраля по июль составляло 479 руб. 25 коп., а с 1 августа - 522 руб. 38 коп.

     17. Каким образом происходит индексация пенсий? Как при этом подсчитывается размер пенсии?
     Законодательство предусматривает периодическую индексацию базовой и страховой частей трудовой пенсии в связи с ростом цен и заработной платы, причем допускает проведение такой индексации в разные сроки и на разные индексы.
     Так, страховая часть трудовой пенсии в течение года может увеличиваться с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября при условии, что с момента последней индексации рост цен (инфляция) превысит 6%.
     Дополнительно эта часть пенсии может индексироваться с 1 апреля по итогам предыдущего года. Индекс этого дополнительного увеличения страховой части пенсии определяется исходя из роста суммы поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд в расчете на одного пенсионера за вычетом произведенной в течение предыдущего года индексации.
     Таким образом, рост страховой части трудовой пенсии в целом будет "отслеживать" рост заработной платы, с которой отчисляются взносы на выплату пенсий, а в течение года будет поддерживаться ее покупательная способность с учетом роста цен.
     В отличие от страховой части трудовой пенсии ее базовая часть индексируется только с учетом темпов инфляции (роста цен), предусмотренных в бюджете на очередной год, и в пределах выделенных средств.
     Индексацию накопительной части трудовой пенсии предусмотрено проводить один раз в год - с 1 июля. К этой дате (и только раз в год) может быть подсчитан инвестиционный доход от пенсионных накоплений, переданных в управление специализированным компаниям в предыдущем году. С учетом доходности от инвестирования пенсионных накоплений и будет производиться увеличение накопительной части трудовой пенсии. Ее первые выплаты ожидаются не ранее 2013 года.
     В 2002 году для упрощения восприятия индексации пенсий по новой системе предусмотрено увеличивать базовую и страховую часть трудовой пенсии в одни и те же сроки и на один и тот же индекс. С 1 февраля пенсии увеличены в 1,065 раза (или на 6,5%). С 1 августа базовая и страховая части трудовой пенсии увеличиваются в 1,09 раза (на 9%). Число раз, в которое производится увеличение пенсии (в 1,065 или в 1,09 раза), - это и есть индекс увеличения пенсии.
     Подсчитать размер пенсии очень просто. Надо выплачиваемую сумму пенсии (в рублях) умножить на индекс ее увеличения. При этом действуют обычные правила округления: сумма полкопейки и более округляется до целой копейки, а менее полкопейки - отбрасывается. Например, если размер пенсии в феврале - июле составлял 1601 руб. 35 коп., то с 1 августа он составит: 1601 руб. 35 коп. Х 1,09 = 1745 руб. 47 коп.
     Технически пенсионерам ничего не надо предпринимать для индексации своих пенсий и для подсчета их нового размера. Индекс увеличения пенсий утверждает Правительство исходя из официальных сведений государственной статистической отчетности о росте цен в стране, а также на основе утверждаемого депутатами бюджета Пенсионного фонда и отчета о его исполнении. Пересчет пенсий с учетом утвержденного индекса производится территориальными органами Пенсионного фонда в автоматическом режиме для всех пенсионеров.

     18. Влияют ли изменения в окладах работающих пенсионеров и инфляция на производимые пенсионные выплаты?
     Ранее действующим законодательством предусматривалась возможность перерасчета пенсии из более высокого заработка, полученного после установления пенсии или ее предыдущего перерасчета, не ранее чем через 24 месяца. Соответственно, если заработок (оклад, доход и т.п.) пенсионера был ниже, то такой перерасчет не производился.
     По новым правилам, независимо от изменений в окладах работающих пенсионеров, для них предусмотрена возможность перерасчета страховой части трудовой пенсии после 12 месяцев выполнения оплачиваемой работы, в течение которых поступили страховые взносы на их индивидуальный счет в Пенсионный фонд.
     При таком перерасчете размер выплачиваемой страховой части трудовой пенсии сохраняется. К нему полагается прибавка, равная сумме поступивших страховых взносов (причем в зависимости от даты их поступления увеличенных на индекс роста страховой части трудовой пенсии), деленной на ожидаемый период выплаты пенсии по старости. Причем этот ожидаемый период, действующий на дату перерасчета, сокращается на 12 месяцев, поскольку перерасчет производится после получения пенсии в течение не менее 12 месяцев. При последующих перерасчетах - еще через 12 месяцев поступления страховых взносов при выполнении пенсионером работы - ожидаемый период выплаты пенсии подлежит еще большему сокращению на соответствующее число месяцев, но не более чем на 60 месяцев в общей сложности.
     Инфляция учитывается при индексации базовой и страховой частей выплачиваемой трудовой пенсии в общем порядке.

     19. Существуют ли списки вредных профессий и производств, согласно которым работники имеют право на снижение пенсионного возраста?
     При проведении пенсионной реформы принято решение сохранить для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и не пересматривать утвержденные в 1991 году списки N 1 и N 2 профессий, производств, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а также другие (так называемые малые) списки и перечни, с учетом которых назначалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет работникам промышленности, транспорта, связи и строительства.

     20. Есть ли изменения в законодательстве, касающиеся инвалидов с детства?
     Размер социальной пенсии инвалидам с детства I и II групп, предоставляемой по государственному пенсионному обеспечению, существенно увеличен и составил с 1 января 2002 г. 900 руб. Эти пенсии увеличены с 1 февраля на 6,5% и с 1 августа еще на 9% с учетом индексации базовой части трудовой пенсии.

     21. Каких изменений пенсий ждать участникам Великой Отечественной войны?
     Участникам Великой Отечественной войны сохранено право на одновременное получение двух пенсий - трудовой по старости и государственной по инвалидности. При пересчете пенсий по нормам нового законодательства размеры пенсий сохранены, а тем из них, кто вместо второй пенсии получал надбавку к трудовой пенсии, установлена вторая, государственная пенсия.
     Дальнейшее увеличение пенсий для этой категории производится при их индексации в общеустановленном для всех пенсионеров порядке.

     22. Будет ли производиться повышение пенсий лицам, находившимся в блокадном Ленинграде?
     При пересчете пенсий по нормам нового пенсионного законодательства сохраняется установленное повышение пенсии гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Его размер на 1 января 2002 года составлял 185 руб. 32 коп. В дальнейшем эта сумма индексируется в составе трудовой пенсии. В частности, с 1 февраля она увеличена на 6,5%, а с 1 августа - на 9% и составляет 215 руб. 13 коп.

     23. Как будет повышаться пенсия труженикам тыла?
     При пересчете пенсий по нормам нового пенсионного законодательства сохраняется установленное повышение пенсии гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны. Размер этого повышения на 1 января 2002 года составлял 92 руб. 66 коп. В дальнейшем эта сумма индексируется в составе трудовой пенсии. В частности, с 1 февраля она увеличена на 6,5%, а с 1 августа - на 9% и составляет 107 руб. 56 коп.

     24. Ожидаются ли изменения в расчете пенсий реабилитированным жертвам политических репрессий?
     Гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, сохраняется право на повышение расчетного размера пенсии, определяемой по состоянию на 1 января 2002 г. по единым правилам для всех застрахованных лиц.
     Размер этого повышения по состоянию на указанную дату составляет 92 руб. 66 коп. и подлежит дальнейшей индексации в составе трудовой пенсии в общем порядке.
     В эту категорию также входят дети жертв политических репрессий.

     25. Касается ли новая пенсионная реформа детей-сирот, потерявших обоих родителей?
     С 1 января 2002 года значительно (до 900 руб.) увеличен размер социальной пенсии, предоставляемой в рамках государственного пенсионного обеспечения, детям, потерявшим обоих родителей.
     Определение размера трудовых пенсий по случаю потери кормильца будет производиться с учетом общей суммы уплаченных страховых взносов обоими родителями, что в перспективе позволит устанавливать эти пенсии в более высоком размере, чем социальные.
     Также круглым сиротам предоставлено право отказаться от получения трудовой пенсии по случаю потери кормильца в пользу социальной пенсии, если рассчитанный размер трудовой пенсии окажется ниже.

     26. Чего ждать лицам, получающим пенсию по случаю потери кормильца?
     При пересчете ранее установленной трудовой пенсии по случаю потери кормильца по нормам нового пенсионного законодательства ее размер (как правило, 660 руб.) сохраняется и подлежит дальнейшей индексации в общем для всех трудовых пенсий порядке.
     В новом законодательстве предусмотрены положения, позволяющие по мере "зарабатывания" застрахованными лица новых пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов после 1 января 2002 года, в случае их смерти устанавливать более высокий размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая рассчитывается из сумм взносов умершего кормильца в более льготном порядке по сравнению с расчетом пенсии по старости и с учетом возраста умершего кормильца.

Справочная таблица определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

Годы Ожидаемый период выплаты пенсии Минимальное значение ожидаемого периода выплаты пенсии
2002 12 лет 10 лет
2003 12 лет 6 месяцев 10 лет
2004 13 лет 10 лет
2005 13 лет 6 месяцев 10 лет
2006 14 лет 10 лет
2007 14 лет 6 месяцев 10 лет
2008 15 лет 10 лет
2009 15 лет 6 месяцев 10 лет 6 месяцев
2010 16 лет 11 лет
2011 17 лет 11 лет 5 месяцев
2012 18 лет 12 лет
2013 19 лет 12 лет 6 месяцев
2014 19 лет 13 лет
2015 19 лет 13 лет 6 месяцев
2016 19 лет 14 лет

Справочная таблица определения нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца)

Возраст инвалида Нормативный стаж Возраст инвалида Нормативный стаж
До 19 лет 1 год 40 лет 8 лет 4 месяца
19 лет 1 год 4 месяца 41 год 8 лет 8 месяцев
20 лет 1 год 8 месяцев 42 года 9 лет
21 год 2 года 43 года 9 лет 4 месяца
22 года 2 года 4 месяца 44 года 9 лет 8 месяцев
23 года 2 года 8 месяцев 45 лет 10 лет
24 года 3 года 46 лет 10 лет 4 месяца
25 лет 3 года 4 месяца 47 лет 10 лет 8 месяцев
26 лет 3 года 8 месяцев 48 лет 11 лет
27 лет 4 года 49 лет 11 лет 4 месяца
28 лет 4 года 4 месяца 50 лет 11 лет 8 месяцев
29 лет 4 года 8 месяцев 51 год 12 лет
30 лет 5 лет 52 года 12 лет 4 месяца
31 год 5 лет 4 месяца 53 года 12 лет 8 месяцев
32 года 5 лет 8 месяцев 54 года 13 лет
33 года 6 лет 55 лет 13 лет 4 месяца
34 года 6 лет 4 месяца 56 лет 13 лет 8 месяцев
35 лет 6 лет 8 месяцев 57 лет 14 лет
36 лет 7 лет 58 лет 14 лет 4 месяца
37 лет 7 лет 4 месяца 59 лет 14 лет 8 месяцев
38 лет 7 лет 8 месяцев 60 лет 15 лет (или 180 месяцев)
39 лет 8 лет    

     Желающим приобрести сборник "Библиотечка "Российской газеты" "Пенсионная реформа для каждого" следует перечислить за один экземпляр 65 рублей (включая оплату за пересылку и НДС) по реквизитам: г. Москва, ЗАО "Библиотечка РГ", ИНН 7721017444, р/с 40702810300000000017 в ОАО "Национальный космический банк", отделение N 4 Московского ГТУ Банка России, г. Москва, к/с 30101810900000000278, БИК 044579278.

     В платежке обязательно укажите ваш точный обратный адрес с индексом и название заказываемого сборника.

     Продается этот сборник также непосредственно в редакции по адресу: Москва, ул. Правды, 24 (м. "Савеловская"). Контактные телефоны: (095) 257-40-31, 257-52-47 (тел.- факс).
     Заказ сборника можно осуществить по нашему электронному адресу: bibliotechka@rg.ru Rambler's Top100 ServiceRambler - Top100