издается с 1879Купить журнал

Юбилей автора "русской идеи" Хомякова отметили в Москве

13 мая 2024

Сотрудники Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) подготовили виртуальную галерею и краткий обзор жизни и творчества Алексея Хомякова, славянофила. 13 мая исполнилось 220 лет со дня его рождения.

А.С. Хомяков, автопортрет, 1842 год.

РГАЛИ

А.С. Хомяков, автопортрет, 1842 год.

Алексей Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве, а умер 5 октября 1860 года в селе Спешнево-Ивановское Данковского уезда Рязанской губернии.

Как отметили в РГАЛИ, по прошествии более 150 лет после смерти Хомяков памятен, прежде всего, благодаря сформулированной им "русской идее", которая легла в основу одного из крупнейших литературных и общественных течений мысли XIX века - славянофильства.

"Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном", - писал Хомяков. А знаменитый русский философ Николай Бердяев дал ему такую характеристику: "Теоретический глава славянофилов, Хомяков, по справедливости должен быть признан одним из крупнейших русских умов. Огромные умственные силы Хомякова были оценены современными ему противниками западнического лагеря".

Фотогравюра А.С. Хомякова, 1850-е гг. Фото: РГАЛИ

"В РГАЛИ находится небольшой фонд Хомякова № 532, в двух описях которого сосредоточено 54 единицы хранения за 1799-1853 годы, - сообщили в архиве, опубликовавшем некоторые из уникальных документов. - Эти материалы были переданы в архив из ГЛМ в 1941 году".

В фондах хранятся, к примеру, рукописи Хомякова, в числе которых сотрудники архива отмечают его стихотворения "Поэт", "Киев", "Вечерняя песня", "России". Хомяков был человеком разносторонним. Он известен как драматург, богослов и философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, блестящий оратор, художник-иконописец, изобретатель и врачеватель.

Известен он и как поэт, причем написанное им в 1859 году стихотворение в свое время было знаменитым. Начиналось оно со слов: "Подвиг есть и в сраженьи, подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе".

"Основой мировоззрения Хомякова являлось православие, объединявшее многие славянские народы, - подчеркивают в РГАЛИ. - И в поэзии, и в статьях он глубоко провидел устремления стран Запада и их подлинное отношение к России".

Большая советская энциклопедия в свое время писала, что творчеству Хомякова была свойственна полемическая направленность, а в центре его воззрений находилось учение о "соборности". Хомяков трактовал ее как общий метафизический принцип устроения бытия - множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство".

В дальнейшем это учение стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии. Существование человека, по Хомякову, динамично: он наделен способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, "истинная вера", когда все многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность.

В 1853 году Хомяков опубликовал труд "Сравнение русских слов с санскритскими", где первым указал на "семейное сродство" трех ветвей "арийской речи": индийской, литовской и славянской.

Интересный факт: после кончины супруги он занялся конструированием. В 1850 году создал оригинальную паровую машину, запатентовав ее в Англии, а в 1855 году изобрел дальнобойное ружье, хотя войну не принимал.

"Прах Хомякова был захоронен в Даниловом монастыре, в 1931 году перенесен на новое Новодевичье кладбище, - добавили в архиве. - И при жизни, и после смерти он оказался окружен единомышленниками: рядом с его могилой - могилы Гоголя, Языкова, Аксакова".