25.04.2024 10:52
    Поделиться

    Водителей тюменского водоканала перед рейсом начал осматривать робот

    Современные технологии добрались до ЖКХ. Притом одна из самых, пожалуй, консервативных сфер взялась тестировать не одно решение, а сразу несколько. Так, для внедрения новшеств, отвечающих за безопасность, в тюменском водоканале выбрали транспорт. Направление само по себе перспективное, да и штат водителей в компании - около двух сотен человек. В общем, поле для экспериментов обширное. Чем уже пользуется шоферская каста, а чему только будет обучаться, узнал корреспондент "РГ".
    Водитель со стажем Владимир Шатов "приемом" электронного доктора доволен: быстро и без очереди.
    Водитель со стажем Владимир Шатов "приемом" электронного доктора доволен: быстро и без очереди. / Ирина Никитина/РГ

    - Здравствуйте-здравствуйте! - говорит водитель с 47-летним стажем Владимир Шатов, присаживаясь на стул перед настольным прибором, похожим на банковский терминал в миниатюре. - Теперь это мой ежедневный ритуал: захожу в комнату предрейсовых осмотров, приветствую электронного доктора. Это он меня в путь отправляет, с ним надо дружить.

    "Прием доктора" занимает несколько минут. Сначала работник набирает на мониторе индивидуальный номер, далее следует инструкциям: "надеть на руку манжету для измерения артериального давления", "подышать в трубочку", "подставить лоб"… После анализа данных система выносит вердикт, готов или не готов человек к работе. При одобрении для водителя (он уже расписался в окошечке прямо пальцем) печатается электронный стикер в путевой лист. Осталось только вклеить, показать машину контрольному механику - и на линию.

    С чудом техники нужно не только дружить, но и четко выполнять его команды. Обмануть, кстати, не получится. Водители интереса ради пробовали разные уловки - бесполезно.

    - Как-то по забывчивости пришел в кепке, так система пишет: "Снимите головной убор". У нее свои алгоритмы и правила, - добавляет Шатов.

    Если человек за рулем во время движения отвлекается, разговаривает по телефону, курит или вообще засыпает, система мгновенно оповестит

    Он трудится на водоканале с 1981 года с небольшим перерывом. Много лет выходил в рейс после осмотра обычных медиков, говорит, что по-своему хороши оба варианта: электронный доктор обеспечивает оперативность обслуживания, человек дарит беседу. Допустим, разволновался "пациент" перед монитором, давление скакнуло - разрешение на рейс он точно с первого раза не получит. До второй попытки надо подождать 45 минут. А живой специалист оценит ситуацию по-человечески.

    Начальник управления производственной безопасности компании Данил Кулев пояснил, что электронный медосмотр проводит не одна лишь автоматика - удаленно участвуют квалифицированные врачи, приписанные к компании, поставившей в Тюмень оборудование. Выручает агрегат и ночью, когда нужно срочно выйти на линию для ликвидации аварии либо заменить коллегу.

    Промышленная эксплуатация системы началась еще в декабре прошлого года. Пока с ней имеют дело 18 водителей, работающих в самых дальних точках - на городских очистных сооружениях и двух водозаборах: их освободили от необходимости перед рейсом ехать в ФАП при головном офисе.

    Скоро на базу, где сосредоточен основной контингент - около 70 шоферов, приобретут стационарный бесконтактный пост с встроенной манжетой для измерения давления и несколько настольных аппаратов. Скорость прохождения осмотров увеличится в разы. Дальше эта история вполне может развиться и до введения электронных путевых листов.

    - Мы вообще планируем по кирпичику собрать единую большую систему, разнонаправленно контролирующую весь транспорт предприятия и все, что с ним связано, - рисует перспективу руководитель отдела информационных технологий Максим Литвиненков.

    Так, в ближайшие дни начнутся испытания системы мониторинга состояния водителей на базе искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Инновационный комплекс включает техническое и программное обеспечение. Техническая часть - это камеры в кабине для мониторинга состояния водителей. Программное обеспечение - многослойные нейросети. Если человек за рулем во время движения отвлекается, разговаривает по телефону, курит или вообще засыпает, система мгновенно оповестит для предотвращения потенциально опасных событий.

    - Кстати, она распознает дорожные знаки и разметку, освещение на улице, пешеходов, встречный и попутный потоки, а также пишет видеоисторию, которую всегда могут проанализировать диспетчеры. Для начала установим оборудование на трех видах транспорта, протестируем, понаблюдаем, - рассказывает Литвиненков.

    Еще одно важное направление - защитное вождение, которое давно оценили крупнейшие промышленные компании страны, а коммунальщики поняли перспективу пару лет назад. Это обучение водителей промышленного транспорта дополнительным компетенциям, выходящим за рамки требований ПДД: их тренируют учитывать грузоподъемность машины, ее тормозной путь, маневры на загруженной трассе и т. д. Пока водоканал включил в проект 60 специалистов, работающих на спецтехнике - передвижных ремонтных мастерских, компрессорных установках, вакуумных бочках, автомобильных кранах, тралах. В дальнейшем обучат и другие категории. За знаниями тюменцы ездят в Москву.

    Инновации, цифровизация - уже не призрачное будущее, а реальное настоящее, убедились коммунальщики. Давно пора делать так, чтобы человеку в профессии было максимально удобно. Как, впрочем, и клиенту, которому оказывают услуги. В планах - ИТ-проект, обеспечивающий безопасность людей, находящихся в зоне работы спецтехники: геометки, встроенные в спецодежду и обувь сотрудников, связаны с оборудованием внутри машины и оповещают водителя об их перемещениях. А тепловые карты, например, можно будет строить с помощью дронов. В компании отмечают, что некоторые сложности при взаимодействии с такими помощниками возникают разве что у возрастных работников, молодежь же, как правило, все новинки принимает на ура.

    Поделиться