Режиссер Олег Жюгжда: Люблю классику - в ней можно найти ответ на любой вопрос сегодняшнего дня

Олег Жюгжда: Очень интересно работать в новых интерьерах. Это всегда эксперимент.
Олег Жюгжда: Очень интересно работать в новых интерьерах. Это всегда эксперимент. / Гродненский театр кукол
На фестиваль "Встречи в России" в Петербурге Гродненский театр кукол привез спектакль главного режиссера Олега Жюгжды "Уединенный домик на Васильевском" (18+). Это фантастическая повесть Владимира Титова, сюжет которой он записал со слов самого Пушкина. Спектакль об игре потусторонних сил с человеком, переворачивающей всю его жизнь, таинственная петербургская история, которую относят к ярким образцам русской литературной готики.

И это недавняя премьера - всего шестой раз играли спектакль. Создан он при поддержке Министерства культуры России.

Что навело вас на мысль об этой постановке?

Олег Жюгжда: Очень давно, лет 30 назад, я купил сборник "Московская романтическая повесть", и там как раз было это произведение. И вот пришел час, чтобы поставить его. В основе спектакля - воспоминания героев либо сочинения по ходу действия. Надеюсь, зрителям интересна мистика.

Хотя авторство Пушкина условно и не доказано, но повесть вошла в его собрание сочинений. Думаю, Александр Сергеевич мог позволить себе такое - придумать страшилку, "сюжетец" о влюбленном дьяволе, анекдотец (как в "Пиковой даме") и легко подарил его Титову.

Где и кто сделал ваших кукол?

Олег Жюгжда: Головы лепила художник из Питера Анастасия Кардаш, присылала их к нам в Гродно. Мы с ней уже пять спектаклей вместе выпустили. А сборка кукол - тело, руки, ноги, обшить, одеть, механизировать ротики, глазки - все это уже в наших мастерских сделали, в гродненском театре.

Кстати, очень трудно найти настоящих мастеров-кукольников, которые бы поняли, что от них требуется.

На фестиваль в Петербург гродненский театр кукол привез спектакль "Уединенный домик на Васильевском". Фото: Гродненский театр кукол

В вашей постановочной команде художник - из Петербурга, композитор - из Мурманска, балетмейстер - московский, вы живете в Гродно. Как удалось всех собрать?

Олег Жюгжда: Мы уже работали вместе. Найти своего человека непросто. Который будет понимать меня с полуслова, ему не надо долго объяснять задачи, только намекнешь - и он, профессионал своего дела, все сделает.

Очень интересно работать на новых территориях, в новых интерьерах, это влияет на постановку. И это всегда новый эксперимент. Надо узнать актеров, победить их, подружиться с ними, вытащить из них все, что они способны дать. А когда артисту интересно с тобой работать - это просто бальзам на душу.

Приезжаешь - и видишь: это мой человек, это - не мой. Таким образом собирается постановочная группа.

На разных театральных фестивалях в России часто вижу ваши прекрасные спектакли для взрослых. Это всегда классика: Шекспир, Уайльд, Чехов, Лермонтов... А для детей вы не ставите? Сказки Маршака, Чуковского, Андерсена...

Олег Жюгжда: Как же, ставлю! Я "широкого профиля" режиссер. (Смеется.) В Петрозаводске "Стойкий оловянный солдатик" Андерсена идет уже лет восемь. В Брянске - "Русалка", сказка Пушкина. За "Доктора Айболита" Рязанский театр кукол получил Премию Правительства Российской Федерации. У нас в Гродно - "Кошкин дом", "Приключения Бибигона" - вечные, "неубиваемые". Спектакли для нашего "Бэби-театра" делаю ("Кто сказал "мяу"?", "Малютка Дед Мороз"). Мы пока экспериментируем с материалом, присматриваемся, кому предназначен спектакль - малышам или мамочкам? Детская психология совершенно другая, мы приписываем себе ее знание, а на самом деле ничего не знаем.

Почему я люблю классику? В ней можно найти ответ на любой вопрос сегодняшнего дня.

Я "широкого профиля" режиссер: в Петрозаводске "Стойкий оловянный солдатик" идет, в Брянске - "Русалка", в Рязани - "Доктор Айболит", в Петербурге - "Антигона"

Ваша дочь Аглая Жюгжда стала актрисой кукольного театра. Вы не были против?

Олег Жюгжда: Как можно препятствовать? Конечно, предупреждал о трудностях, она и сама прекрасно знала, что это такое, ведь росла за кулисами. Окончила тот же театральный институт в Санкт-Петербурге, на Моховой, что и я (в мое время он назывался ЛГИТМиК), училась на курсе Николая Петровича Наумова (я тоже). И в 2016 году поступила в труппу петербургского Малого театра кукол. Я видел ее в "Винни-Пухе" - в роли Пятачка, в "Преступлении и наказании" - Настасья. Хорошая артистка. Недавно я поставил у них "Антигону" Ануя, Аглая играет там. Вот, кстати, и она. А это сын Даниил, режиссер и художник анимационного кино, работает в Минске, на киностудии "Беларусьфильм". Вот так вся семья собралась на фестивале в Петербурге...

Когда вы только начинали, у вас были режиссеры-кумиры в кукольном театре?

Олег Жюгжда: Сергей Образцов. Из белорусов - Лелявский-старший, Анатолий Александрович, основатель белорусской национальной профессиональной школы театра кукол. За те два года, что он преподавал нам в Белорусском театральном институте, я многое у него взял. Главное - на сцене должно быть "вкусно", не пошло, остроумно, интеллигентно. Это он начинал ставить спектакли для взрослых в Минске. Затем - его сын Алексей Анатольевич, у которого я начинал как актер и многому научился - как будущий режиссер.

А вы преподаете, есть у вас ученики?

Олег Жюгжда: Нет, не преподаю, меня на это не хватает. В принципе, все актеры, с которыми я работаю, начинают с азов. Если приезжаю в новый для меня театр, сразу рассказываю: "Ну, не ходят так уже давно, не разговаривают! И кукол уже так не оживляют..."

Белорусская школа кукольного искусства - что ее отличает? Например, от российской.

Олег Жюгжда: На слуху постановки нынешнего поколения белорусских кукольников - Игоря Казакова, Евгения Корняга. В Петербурге интересно работают с куклами Руслан Кудашов, Яна Тумина, Чакчи Фросноккерс (такой необычный псевдоним у режиссера Малого театра кукол).

А что отличает - об этом лучше скажут критики, театроведы, а еще - зрители.

Какое произведение вы ставили не раз в разных театрах?

Олег Жюгжда: Я не клонирую свои спектакли, за всю мою жизнь было переноса четыре, не более - по очень большим просьбам театров.

Что сейчас репетируете?

Олег Жюгжда: Ближайшая премьера в Мурманском театре кукол - "Женитьба Бальзаминова" Островского.

К слову

Говорят, у вас в Гродно очень красивый театр!

Олег Жюгжда: Это так, мы гордимся им. У нас историческое здание, построено в 1774 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе де Сакко. Это бывший драматический театр. Но сначала это был манеж для королевских лошадей, позже его перестроили в театр - король потребовал развлечений. Сегодня это самая старая театральная постройка в Беларуси.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться