22.04.2024 18:35
    Поделиться

    Баку - Москва: магистраль доверия

    Путин и Алиев обсудили общую историю строительства БАМа и новые проекты
    В Кремле прошли переговоры президента РФ Владимира Путина и его азербайджанского коллеги Ильхама Алиева, который прибыл в Москву накануне празднования 50-летия начала строительства БАМа. И это совпадение не случайно: отец президента Азербайджана Гейдар Алиев курировал строительство магистрали будучи первым заместителем председателя Совета министров СССР. Такая общая история сближает страны и создает заделы для будущих крупных транспортных проектов.
    Ветераны БАМа рассказали Владимиру Путину и Ильхаму Алиеву, как строилась магистраль.
    Ветераны БАМа рассказали Владимиру Путину и Ильхаму Алиеву, как строилась магистраль. / Гавриил Григоров / пресс-служба президента РФ / ТАСС

    На повестке нынешней встречи Путина и Алиева - дальнейшее развитие двусторонних отношений. Они находятся на высоком уровне, подчеркнул российский лидер. "У нас растет товарооборот: он достиг уже более четырех миллиардов долларов. Шесть миллиардов, если в долларовом эквиваленте говорить, составляют российские инвестиции в экономику Азербайджана", - рассказал Путин. Он отметил, что работает активно и межправкомиссия. "И много интересных направлений сотрудничества в реальном секторе экономики, в кооперации, в инфраструктуре - некоторые из них, по-моему, на слуху у общественности наших стран", - добавил президент РФ. Отметим, что нынешние переговоры Путина и Алиева прошли на фоне завершения российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе.

    После переговоров президенты России и Азербайджана провели встречу с ветеранами БАМа и работниками железнодорожной отрасли.

    БАМ во многом определяет глобальную логистику на весь XXI век. Благодаря ему стал возможным разворот России на Восток

    Владимир Путин поблагодарил тех, кто участвовал в создании магистрали и занимается сейчас ее реконструкцией. Он назвал БАМ воплощением колоссального труда, мужества двух миллионов совсем молодых людей со всего Советского Союза. "Они осуществили во всех смыслах уникальный проект, равных которому не было в мировой истории", - отметил президент РФ.

    Путин подчеркнул, что нынешний разворот России на Восток стал возможен благодаря БАМу. "Сегодня мы видим, что БАМ во многом определяет глобальную логистику на весь XXI век. Наша страна получила колоссальные возможности для освоения и развития Сибири, Дальнего Востока, для расширения грузоперевозок по направлению к Тихому океану", - подчеркнул президент.

    Важно, чтобы нынешние бамовцы жили в нормальных условиях. "Строители БАМа зачастую жили в очень суровых условиях, во времянках и бараках. Сейчас, на современном этапе, безусловно, так не должно быть", - сказал Путин. В связи с этим он напомнил, что правительство РФ уже утвердило планы комплексного социально-экономического развития таких ключевых городов БАМа как Тында, Северобайкальск, Нерюнгри и Комсомольск-на-Амуре.

    Российский лидер также вспомнил вклад отца действующего азербайджанского президента Гейдара Алиева в прокладку магистрали - он возглавлял правительственную комиссию, лично курировал строительство БАМа, ездил по объектам, общался со строителями и жителями новых поселков и городов. "Азербайджанские проектировщики и строители в ходе строительства БАМа возвели два поселка с вокзальными комплексами - Улькан и Ангоя. А сейчас принимают участие в реконструкции и модернизации Байкало-Амурской магистрали в Хабаровском крае и Якутии", - сказал президент РФ.

    Сегодня масштабу, а также историческому значению БАМа соответствует и еще одно направление российско-азербайджанского сотрудничества. Это транспортный коридор "Север - Юг". Путин отметил, что он должен стать примером самой широкой международной кооперации и пригласил все заинтересованные государства к участию в этом проекте. По словам президента РФ, Россия готова предложить своим партнерам выход на быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. "Для этого на базе передовых технологий намерены реализовать планы ускоренной модернизации БАМа и Транссиба, развития всего Восточного полигона железных дорог", - сказал он.

    Президент Азербайджана тоже вспомнил поездку своего отца на стройку БАМа. Он рассказал, как Гейдар Алиев был впечатлен самоотверженностью бамовцев, "которые рискуя своей жизнью, совершали каждый день подвиг, совершали чудо, предопределяя будущее развитие Советского государства, а сегодня России и других стран". Он также сообщил, что Баку и Москва начнут проект в рамках коридора "Север - Юг". "Сегодня мы с Владимиром Владимировичем подробно обсудили еще раз этот вопрос. Соответствующие инструкции даны членам правительства. Уверен, что в ближайшее время все вопросы будут согласованы", - сказал Алиев.

    Участники строительства БАМа также поделились своими воспоминаниями о работе с Гейдаром Алиевым и о том, как шла сама стройка. Геннадий Фадеев был дважды министром путей сообщения и рассказал, как Алиева-старшего в ходе его поездки интересовали не километры проделанной работы, а в первую очередь условия жизни бамовцев. "Эта стройка - главное дело нашей жизни", - рассказал бывший замминистра транспортного строительства СССР Ефим Басин. Он вспомнил, как в 90-е годы БАМу был приклеен ярлык "дороги в никуда". А сегодня магистраль снова реабилитирована - принято решение о ее развитии, там снова кипит работа.

    На встрече были и молодые люди, которые уже сегодня принимают участие в крупных масштабных проектах. Одна из участниц спросила Путина, будь он сегодня студентом, поехал бы он строить БАМ. "Мне бы очень хотелось быть студентом и, если бы я был студентом, после того, что я узнал о БАМе, с удовольствием бы туда поехал", - сказал президент РФ.

    Поделиться