19.04.2024 06:00
    Поделиться

    Атом, лазер, ускоритель: чем удивила открытая встреча ядерщиков в закрытом Сарове

    Дом ученых и находящийся по соседству Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ в городе Саров Нижегородской области стали на два дня местом отрытого диалога профессионалов-атомщиков друг с другом и - если угодно - со "всеми прочими", кто был в этот круг допущен и кто остался далеко за охраняемом периметром ведущего в России ядерно-оружейного центра.

    А вопросы обсуждались и государственного, и мирового, и чисто человеческого масштаба. Директор ядерного центра Герой России Валентин Костюков в своей вступительной презентации "Гордиться прошлым. Жить настоящим. Творить будущее" сумел связать все три уровня вместе.

    Доклады и выступления, которые за этим последовали, были на той же волне - профессионального, ответственного, неравнодушного отношения к порученному делу.

    Как в условиях послевоенной разрухи советским специалистам удалость за четыре года преодолеть монополию США на ядерное оружие? А спустя еще четыре - первыми испытать полноценный вариант водородной бомбы?

    Фото: Александр Емельяненков

    До какого момента решающее значение имели сведения, полученные разведкой, а когда все стали определять уже собственные ресурсы, кадры, технологии?

    Кто выбирал место для испытания первой в СССР атомной бомбы и почему называли Горной станцией то, что потом стало известно как Семипалатинский ядерный полигон?

    Кому жаловался Яков Зельдович, перейдя на работу в Институт химической физики к академику Семенову, что директор ленинградского Физтеха академик Иоффе "обменял его на вакуумный насос"? А потом вдруг попросился на работу в "хозяйство Харитона" и за десять лет в КБ-11 стал трижды Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской и четырех Сталинских премий…

    Фото: Александр Емельяненков

    Таких историй и подробностей на "полях конференции" было рассыпано множество.

    Заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ по развитию Герой России Лев Дмитриевич Рябев, отметивший осенью 2023 года почтенные 90, говорил про Атомный проект СССР в прямой увязке с современностью. И он же, имея за плечами двадцатилетний опыт по рассекречиванию важных исторических документов на атомные темы, в том числе добытых разведкой, в очередной раз привлек внимание коллег к фигуре Клауса Фукса...

    Фото: Александр Емельяненков

    Член-корреспондент РАН Александр Чернышев - координатор подготовительного комитета конференции и модератор на ее пленарном заседании - посвятил выступление судьбе и делам Виктора Михайлова - первого в России главы Минатома.

    И среди прочего рассказал о том, чего добивался от президента Бориса Ельцина президент Леонид Кравчук в 1992 году, пока спецвагоны с советским ядерным оружием стояли на запасных путях у российско-украинской границы, а Киев не желал их от себя выпускать. И как (не без участия, конечно, дипломатов в Москве и Вашингтоне) смог разрешить эту коллизию недавно назначенный министром РФ по атомной энергии "матерый физик-ядерщик" Михайлов. Тот самый, что с гордостью говорил о себе: "Я - ястреб"…

    Фото: Александр Емельяненков

    И министру Михайлову, и трижды Герою академику Зельдовичу, и генералу бронетанковых войск Борису Музрукову, директору КБ-11 в 50-60 годы, на конференции в Сарове были посвящены отдельные доклады и сообщения. Год 2024-й для каждого из них юбилейный.

    А первым, и по праву, этой чести был удостоен академик Юлий Борисович Харитон: 120 лет со дня его рождения исполнилось 29 августа. Но в Сарове решили совместить этот день с другой важной датой - рубежной в профессиональной карьере академика Харитона и основополагающей для самого ядерного центра.

    Фото: Александр Емельяненков

    Так вышло, что одним правительственным решением от 9 апреля 1946 гола была образована научно-исследовательская организация (будущее КБ-11 и нынешний РФЯЦ-ВНИИЭФ), а Ю.Б. Харитон назначен сюда научным руководителем и главным конструктором в одном лице. К этому историческому дню в апреле и была приурочена конференция "Атомный проект и отечественная наука".

    По Харитону и Курчатову, воздавая должное тем, кто работал под их руководством и в одной команде с ними, сверяли часы и нынешние планы ученые, конструкторы, испытатели, другие специалисты-ядерщики из профильных научных центров РФЯЦ-ВНИИЭФ, РФЯЦ-ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина, ВНИИА имени Н.Л.Духова, а также их коллеги, партнеры и смежники из и 4-го и 12-го ЦНИИ Минобороны, Академии Генерального штаба Вооруженных сил России, НИЦ "Курчатовский институт", ПО "Маяк". Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Архива Российской академии наук.

    Фото: Александр Емельяненков

    В зеркале прошлого осмыслить настоящее и хоть в какой-то мере предугадать, спрогнозировать будущее - такую, если брать по верхней планке, цель-задачу ставили перед собой устроители конференции. И что можно утверждать определенно - для участников, в том числе для приглашенных в Саров журналистов, два дня плотной работы дали много не известной ранее и абсолютно новой информации.

    По отдельным темам публикации уже готовятся, другие ждут своего часа. А в кадрах фоторепортажа, который публикуется сегодня, - ключевые моменты конференции и ее участники.

    Фото: Александр Емельяненков


    Поделиться