15.04.2024 03:00
    Поделиться

    Сотрудничество в энергетике РФ и Китая переходит на качественно новый уровень

    Динамика развития мировой экономики уже не первый год нацеливает Россию на более тесное сотрудничество с КНР, а события последних лет и вовсе возвели взаимоотношения с восточным соседом в статус приоритетных. В том числе - в энергетике.
    Часть золошлаковых отходов, которые генерируются отечественными угольными электростанциями, идет в дорожное строительство.
    Часть золошлаковых отходов, которые генерируются отечественными угольными электростанциями, идет в дорожное строительство. / РИА Новости

    "Мы настроены на самое тесное партнерство с китайской стороной в энергетической сфере по всем направлениям. Речь идет как о дальнейшем наращивании поставок российских энергоресурсов на китайских рынок, так и о привлечении китайских инвестиций и передовых технологических решений в топливно-энергетический комплекс РФ", - не раз отмечал заместитель председателя правительства России Александр Новак.

    Треть товарооборота РФ и КНР, который в прошлом году превысил 218 миллиардов долларов, составляют именно энергоресурсы. При этом экспорт нефти в 2023-м увеличился на 15 процентов, сжиженного природного газа - более чем на 32 процента, угля - на четверть, трубопроводного газа - в полтора раза. Но это вовсе не означает, что наша страна выступает исключительно в роли поставщика сырья. "Формируется эффективный симбиоз российских технологий, компетенций в области традиционной энергетики и возможностей современного Китая в части возобновляемых источников энергии (ВИЭ), - рассказал "РГ" член экспертного совета при Российском газовом обществе, директор по развитию компании "Энергия Плюс" Павел Марышев.

    - Магистральным продуктом, экспортируемым в Китай, оставляя за скобками природный газ, нефть и уголь, являются российский опыт и кадры, необходимые для создания масштабных объектов энергетики: газовых и атомных электростанций, ГЭС. Взамен китайские партнеры делятся передовыми наработками в области ВИЭ", - отметил Павел Марышев.

    Редкий крупный китайский проект обходится без объемных консультаций с российскими инженерами. Багаж знаний, собранный нашими специалистами за десятки лет, является надежной опорой для традиционной энергетики современного Китая, считает эксперт.

    "Из "паритетных" направлений, где наши государства находятся на одной ступени технологического развития, я бы отметил энергию водорода и угля. В первом случае рационально проводить совместные исследования, например, в части создания "голубого водорода", производимого через паровую конверсию метана. Наши технологии, помноженные на исследовательские мощности коллег из Китая, могут дать хороший синергический эффект, - уверен Павел Марышев. - Индустрия угля, несмотря на постепенный отказ мирового сообщества от этого "грязного" источника энергии, также может стать хорошей площадкой для совместной работы. И российские компании, и китайский бизнес заинтересованы в сохранении нынешних позиций угля в мировом энергобалансе. Для этого необходимо снижать углеродный след угольной генерации на всех этапах производственного цикла. Здесь в фокусе внимания CCS-технологии, развитие которых позволит снизить выбросы CO2 до минимальных значений. В этой сфере российские и китайские компании имеют и общий интерес, и взаимодополняющие компетенции".

    Одно из возможных направлений сотрудничества в угольной сфере - это утилизация золошлаковых отходов (ЗШО), которые являются неотъемлемой составляющей технологической цепочки производства энергии угольными электростанциями. Эта тема настолько актуальна, что была удостоена отдельной сессии на Российской энергетической неделе осенью 2023 года. А в Китае уже накоплен солидный опыт в этой области: в хозяйственный оборот там вовлекается более 70 процентов золошлаков.

    Одно из возможных направлений сотрудничества России и Китая в угольной сфере - это утилизация золошлаковых отходов

    По словам гендиректора Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Ирины Золотовой, России пока далеко до таких показателей: использование ЗШО в нашей стране составляет примерно 20 процентов от того, что образуется за год. При этом Китай генерирует в 30 раз больше золошлаков: 600 миллионов тонн ежегодно против 18 миллионов тонн в РФ. Но дело не только в цифрах, считает эксперт, более важна разница в способах утилизации ЗШО. У нас это малотехнологичная горно-строительная модель, когда продукт используется при рекультивации земель, горных выработок, пересыпке ТБО, также небольшая часть идет в дорожное строительство и в производство цемента (совокупно 33-35 процентов). В Китае используется строительная модель - на нужды строительства и производства стройматериалов идет около 88 процентов золы. Кроме того, из ЗШО извлекается глинозем для последующего производства алюминия.

    Понятно, что нашим компаниям необходимо стремиться к большей доле технологичного использования ЗШО, и законодательное поле для этого создано. С технологиями восточные партнеры помогут, вопросов нет. Но дело осложняется тем, что образование ЗШО в РФ концентрируется в Сибири и на Дальнем Востоке, а потенциальные потребители этого полезного продукта - в центральных и западных регионах. При таком длинном плече доставка обходится дороже груза, увы. Вывод - необходимо стимулировать потребление ЗШО. Например, в том же Китае для утилизаторов шлаков есть налоговые льготы, для предприятий, производящих продукцию с использованием ЗШО, доступны льготные кредиты на САРЕХ.

    Но и в отсутствии материальных стимулов российские компании не сидят сложа руки. Например, в Сибирской генерирующей компании (СГК), образующей около восьми миллионов тонн ЗШО каждый год, принята корпоративная стратегия по вовлечению золошлаков во вторичный оборот. Разработан ряд проектов общей стоимостью два миллиарда рублей с тем, чтобы к 2035 году выйти на 50-процентное повторное использование золы-уноса (сейчас 7-8 процентов). Зола, образуемая Рефтинской ГРЭС, содержит до 25 процентов оксида алюминия, так что и здесь есть технологические перспективы, отметил исполнительный директор СГК Павел Барило.

    Есть положительные примеры и у "РусГидро". Компания успешно реализует ЗШО, пока как инертный материал, но главное, что они идут в дело: на рекультивацию Силинского карьера в Приморском крае. Помимо этого, ЗШО используется как замена песку при производстве бетонных смесей, газобетона и клинкеров на Сахалине и в Амурской области.

    Совместная работа России и Китая важна и в направлениях, сопредельных технологической и производственной сферам, считает Павел Марышев. В частности - в области образования. Например, на базе АНО "Рабочая тема", созданной под патронажем РГО с привлечением представителей коммерческого и академического секторов, работает площадка не только для коммуникации внутри треугольника "работодатель - система подготовки кадров - студенты" российского ТЭК, но и в перспективе - для обмена опытом с зарубежными партнерами. Такого рода некоммерческие организации могут и должны приглашать китайских студентов, преподавателей и работодателей для плодотворного взаимодействия.

    Поделиться