13.04.2024 07:00
Поделиться

ИИ начинает заменять учителей

Искусственный интеллект (ИИ) прочно закрепился почти во всех сферах жизни человека. Исключением не стало и образование: так, в американском штате Техас нейросеть вместо учителей будет проверять и оценивать работы школьников, написанные в рамках экзамена State of Texas Assessments of Academic Readiness, - это серия стандартизированных тестов, которые используются в государственных начальных и средних школах.

В основу ИИ легла технология обработки естественного языка, аналогичная той, которая применяется в чат-ботах наподобие ChatGPT. Введение "автоматизированной системы подсчета баллов" для оценки ответов позволит ежегодно экономить по 15-20 млн долларов, поскольку снизится потребность во временных сотрудниках для оценки результатов экзаменов - в 2024 году для оценки ответов планируется нанять всего две тысячи человек вместо шести тысяч, передает The Verge.

Однако полностью доверить работу машинам образовательные учреждения пока не готовы: 25% оцененных нейросетью ответов будут повторно проверены людьми.

"ИИ учителя могут доверить не только проверку тестирований с закрытыми вопросами, но и текстовых заданий. Например, в эссе, изложениях и сочинениях нейросеть может оценить грамматику и синтаксис", - подчеркнул директор образовательного продукта направления "Программирование" в Skillbox Сергей Попов.

Главное преимущество применения ИИ для оценки школьных работ, по мнению руководителя научной группы "Доверенные и безопасные интеллектуальные системы" Института AIRI Олега Рогова, - это более высокая производительность системы в сравнении с проверяющим человеком.

"Проверка работ - механический и довольно трудозатратный процесс, который может быть оптимизирован за счет того, что далеко не каждую работу требуется проверять в ручном режиме - иногда требуется лишь сравнить результаты теста с правильными ответами", - объяснил он.

При этом полностью исключить преподавателя из процесса проверки работ не получится, уверен эксперт. Однако у него появится больше времени на решение более квалифицированных задач и реализацию собственного потенциала. Также ИИ сможет расширить рабочий инструментарий учителя, к примеру, за счет генерации новых идей и формирования профиля текущих знаний для каждого ученика.

"Это тот самый шаг в сторону персонализированного образования, которое позволит учащимся качественно развивать свои сильные стороны", - отметил Рогов.

Вместе с тем, по словам Попова, применение нейросетей в образовательной системе может создать проблемы в этической плоскости, когда ИИ оценивает интеллектуальную составляющую - творческие авторские задумки. Технологии обучены для работы с этой задачей и, более того, могут давать стилистические рекомендации, но вопрос, являются ли нейросети мерилом качества, остается открытым.

Собеседник считает, что во избежание споров по этому поводу в рамках учебного процесса преподаватели должны перепроверять решения робота.

"Не менее важно и то, что детальный разбор ошибок и помощь учащимся с определением зон роста также остается в руках педагога", - добавил Попов.

Согласно прогнозу Market Research Future, к 2030 году рынок ИИ в образовании вырастет до 23,82 млрд долларов с 3,45 млрд долларов в 2023 году.

"Полагаю, что российский рынок продемонстрирует не менее активную динамику", - сказал Рогов.

Более того, уже сегодня здесь некоторые учителя, работающие в частных и экспериментальных образовательных учреждениях, автоматизируют рутинную работу при помощи ИИ. Говоря о государственных школах, Попов подчеркнул, что внедрение в них нейросетей может занять более длительные сроки - это необходимо для подготовки кадров, разработки нормативно-правового регулирования и обеспечения технической инфраструктуры.

Поделиться