04.04.2024 21:50
    Поделиться

    В Галерее Люмьер проходит выставка "Отпечаток эпохи. Владимир Лагранж"

    Интонация работ Владимира Лагранжа почти кинематографическая по стилю, лирическая по настроению, легкая по изяществу исполнения.
    Интонация работ Владимира Лагранжа почти кинематографическая по стилю, лирическая по настроению, легкая по изяществу исполнения. / Александр Корольков

    "Отпечаток эпохи. Владимир Лагранж", Галерея Люмьер, до 8 сентября

    Фотографии Лагранжа не нуждаются в представлении. Его "Вратарь" (1961), "Юные балерины" (1962) или "Голуби мира" (1962) с выпускниками, встречающими утро на Красной площади, - среди визитных карточек советской фотографии эпохи оттепели.

    Выставка Лагранжа в Галерее Люмьер не претендует на исчерпывающую ретроспективу мастера, который начинал в фотохронике ТАСС, был одним из легендарных репортеров журнала "Советский Союз", а в 1990-е сотрудничал с французскими Paris Match и Sipa Press. Скорее, новый проект расширяет представление о наследии фотографа, давая возможность увидеть авторские отпечатки из архива мастера, "контрольки" - распечатку кадров, превращавшую снимки в род киноленты...

    Фотографическое наследие Владимира Лагранжа (1939-2022) не исчерпывается временами оттепели и поздней советской эпохой. Оно еще ждет своих исследователей и историков фотографии. Но оттепель была эпохой, интонацию которой Владимир Лагранж поймал очень точно. Эта интонация почти кинематографическая по стилю, лирическая по настроению, легкая - по изяществу исполнения. Разумеется, эта легкость была обманчива. За ней - культура взгляда, воспитанного на художественном наследии (не только фотографическом) всего ХХ века, опыт репортерской съемки и стрит-фотографии, любовь к человеку.

    Последнее может показаться не самым главным для фотографа, тем более репортера. Но для Лагранжа именно человек, его счастье и мечты остаются мерой всех вещей. Не случайно ему так удавались фотографии детей - в тех снимках не было ни слащавости, ни рекламного гламура поздних времен. Казалось, что фотограф сохранял ту свежесть и смелость детского взгляда, что непосильны для взрослых. Ту смелость, которую демонстрирует на фото Лагранжа вратарь детской дворовой команды в треухе, экипированный железными мисками, привязанными к коленкам, готовый "держать удар" у самодельных ворот. И еще в его фотографиях 1960-х было предвкушение будущего - не страх перед ним, не испепеляющая усталость и надежда, а изумленное ожидание волшебного мира, который распахнут перед входящими в жизнь. Взгляд эпохи оттепели очень чувствуется в черно-белой фотографии, где под высоким светлым небом без облачка круглится холм. На холме - две далекие фигурки. Ни лиц, ни одежд, ни возраста не разобрать. Но понятно, что это молодые мужчина и женщина. Он стоит, что-то объясняя или доказывая. Она полуотвернулась от него, то ли указывая на что-то вдалеке, то ли пританцовывая, то ли просто подставляя лицо и руки солнцу и ветру. "А шар земной - он выкруглен для счастья!" - сообщает подпись под этим снимком 1960-х. На этом земном шаре - только он и она. Только небо и земля. Чего нет в кадре - так это социума с его грузом обязательств и рамками идеологии. Можно сказать, что Лагранж упрощает. А можно, что, наоборот, напоминает о драгоценности каждой человеческой жизни, которая всегда - меж небом и землей.

    Поделиться