Поделиться

    Уральский бизнес стал все активнее использовать возможности маркетплейсов

    Жители Уральского округа позднее москвичей начали массово заказывать товары и продукты по интернету, однако сейчас главный вектор развития направлен именно в регионы. Электронная коммерция получила мощный импульс во время пандемии и продолжает активно расти, постепенно охватывая уже не только областные центры, но и малые города.

    Урал продает и покупает

    По данным одной из крупнейших в России платформ, в 2023 году лидером в УрФО стала Свердловская область - на нее приходится 56 процентов товарооборота округа на этой электронной площадке, на долю Челябинской - 22 процента, Тюменской - 16.

    - За прошлый год продажи со склада в Екатеринбурге выросли в три раза, - отмечает финансовый директор "Яндекс Маркет" Владислав Склянов. - Треть населения Екатеринбурга - наши активные покупатели.

    Аналитика продаж показывает, что предпочтения клиентов маркетплейсов практически не зависят от региона. Чаще всего россияне заказывают электронику, в последнее время быстро растут продажи мебели, традиционно популярна категория "одежда и обувь".

    Местные производители тоже идут в ногу со временем и все активнее продвигают свои товары на электронных площадках. Так, с упомянутой платформой свой бизнес решили связать более пяти тысяч локальных продавцов из УрФО. Правда, в общем товарообороте маркетплейса их доля составляет пока всего пять процентов. Для сравнения: в Центральной России работает 51 процент продавцов, в Приволжском округе - 14, в Северо-Западном - 11.

    Число жалоб потребителей на онлайн-покупки в 2023 году в Свердловской области выросло на 80 процентов

    Из местных предпринимателей в 2023 году наиболее ощутимо нарастил товарооборот торговый дом в Большом Истоке, который специализируется на продаже мебели, игрушек, товаров для детей и спорттоваров: объем реализации мебели этим продавцом вырос почти в шесть раз, одежды и обуви - почти в три.

    - Другой партнер, который недавно вышел на рынок и неожиданно оказался весьма успешным, выпускает мебель для салонов красоты: кушетки, стулья, педикюрные кресла, ширмы, этажерки. Товарооборот за 2023 год у него вырос в 2,5 раза. Сказалась, видимо, уникальность занятой ниши. Уверенно чувствует себя сеть, которая продает шины для легковых автомобилей, литые и стальные диски, - она увеличила оборот почти в три раза. Кстати, их конкурент, тоже базирующийся на Урале, показал рост товарооборота в 2,1 раза, - приводит примеры Владислав Склянов.

    Среди общих трендов, которые ощущают все маркетплейсы, - резкий рост заказов в преддверии новогодних, гендерных праздников и 1 сентября. В прошлом году в регионах число заказов в такие периоды подскакивало в среднем на 30 процентов. В пиковый месяц распределительный центр обрабатывал около миллиона заказов. Подстраиваясь под потребительский интерес, компания готовится в этом году открыть несколько тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей стране, и лишь тысяча из них получит прописку в столице.

    - В этом году прирост ПВЗ в регионах составит 40-45 процентов. В УрФО планируется открыть около 500 пунктов выдачи с учетом численности населения городов и его платежеспособности, - уточнил спикер.

    Как минимизировать затраты

    Между тем в сфере электронной торговли все не так уж безоблачно. На этом бизнесе, в частности, негативно сказывается рост цен на доставку: если в марте прошлого года рейс фуры, которая везет 33 паллеты из Москвы в Екатеринбург, стоил порядка 60 тысяч рублей, то к декабрю ценник достиг 200 тысяч. Объема этой фуры хватит на несколько дней работы среднего ПВЗ. При этом, как рассказала начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Татьяна Шулешова, число жалоб потребителей на онлайн-покупки в 2023 году в Свердловской области выросло на 80 процентов. Агрегаторы признаются, что им приходится закладывать в цену затраты на обратный поток продукции. По словам Склянова, в их компании примерно восемь процентов товаров возвращаются в крупный хаб по двум причинам: либо они не были выкуплены, либо покупатели передумали и вернули. Интересно, что в регионах число возвратов на 25-30 процентов меньше, чем в Москве.

    Другой региональный тренд связан с появлением мультибрендовых ПВЗ: все чаще в одной точке можно получить, например, товары Wildberries и Ozon, порой к ним присоединяются и местные компании, скажем, "Сима-ленд". Владельцы пунктов заинтересованы в расширении границ, чтобы получить больший процент от оборота, но и сами маркетплейсы не запрещают такое слияние, понимая, что значительную часть выручки реализаторов съедают коммунальные и арендные платежи. Мультибрендовый пункт позволяет на этом экономить, что особенно актуально для малых городов. С другой стороны, каждый крупный маркетплейс хочет продвигать свой бренд, поэтому одно из обязательных условий при создании нового ПВЗ - отдельная входная группа.

    Активно внедряются и цифровые сервисы. Для потребителей предусмотрен формат электронных обращений - эта практика распространяется даже на возврат товара. А для удобства поставщиков электронный документооборот маркетплейса интегрируется с программами, которые используют местные предприниматели. Кстати, около 15 процентов продавцов имеют персонального менеджера, который помогает выстраивать тактику продаж в ежедневном режиме через личный кабинет пользователя.

    Еще одно новшество, которое маркетплейсы запустили на своих складах, вызвано дефицитом синих воротничков. Постепенно их замещают роботы-инвентаризаторы, которые самостоятельно сканируют товар и сортируют его по нужным полкам. А на помощь продавцам, которым необходимо заполнить множество карточек с описанием товара, приходят инструменты искусственного интеллекта и машинного зрения.

    Ждут закон

    И, конечно, игроки рынка активно обсуждают законопроект о регулировании работы маркетплейсов, внесенный в Госдуму в начале марта.

    - Пока в какой-то мере нас можно сравнить с криптовалютой: мы точно существуем, но никто не знает, на каких условиях, - говорит Владислав Склянов. - В первую очередь агрегаторы заинтересованы в выравнивании правил игры между всеми площадками.

    По его словам, от нового закона все ждут введения единых правил по работе с ценовыми предложениями и тарификацией для продавцов и для владельцев пунктов выдачи заказов. В том числе закон должен урегулировать вопросы о штрафах и о размере комиссии за пользование услугами площадок - ее предлагают ограничить 10 процентами.

    - Если честно, я не могу себе представить, как какой-либо из маркетплейсов выживет на таком уровне комиссии. У ретейла валовая маржа составляет порядка 26 процентов. Для нас комиссия должна быть около 18-20 процентов - это позволит электронным площадкам иметь положительную экономику и будет продуктивно с точки зрения рынка.

    Поделиться