02.04.2024 11:50
    Поделиться

    Станут ли ОЭЗ эффективнее в свете новых законов

    Базу для создания в России территорий со специальными режимами для инвесторов заложили почти 10 лет назад. Федеральный закон "Об особых экономических зонах" обозначил основные таможенные и налоговые преференции, призванные обеспечить бизнесу более комфортные условия для развития производства. С тех пор регуляторные документы периодически претерпевали изменения. Ряд нововведений принес и 2024 год. Что поменялось для резидентов и как сделать ОЭЗ еще эффективнее?

    В первом квартале текущего года правительство РФ опубликовало постановление, где помимо правил создания и изменения площади особых зон утверждаются обновленные требования к инвестиционным проектам. Эти изменения за счет подробного разъяснения критериев делают процесс получения статуса резидента максимально прозрачным.

    Особое внимание здесь стоит уделить определению минимального порога необходимых инвестиций. Так, при строительстве объектов в портовых ОЭЗ бизнес должен вложить в проект не менее 400 миллионов рублей, при осуществлении производственной деятельности - не менее 120 миллионов. Однако интересно не это: теперь, если промышленный проект реализуется на уже готовых площадях, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее 30 процентов от указанных сумм. То есть он может быть в три раза меньше (133 и 40 миллионов рублей соответственно), и это отличный инструмент для привлечения финансирования. В первые три года бизнес обязан вложить в проект всего две трети от этих сумм, что делает резидентство в особых экономических зонах еще выгоднее.

    Большая часть управляющих компаний частных ОЭЗ уже принялись строить готовые производственные площади. Таким образам они планируют обеспечить простоту входа новому бизнесу. Однако УК лишены тех льгот и послаблений, которыми обеспечены резиденты: для них есть льгота только в части уплаты налога на имущества и нет, например, возможности получить промышленную ипотеку со специальными условиями. Соответственно, финансировать строительство особые экономические зоны должны самостоятельно (либо беря кредиты в банках на общих условиях). Но с учетом санкций и ухода с территории России западных компаний с этим могут возникнуть проблемы. А для привлечения отечественных резидентов нужны готовые площадки. Получается замкнутый круг, разорвать который могло бы предоставление УК тех же льгот в части кредитования, что имеются у других связанных с ОЭЗ игроков.

    Большая часть управляющих компаний частных ОЭЗ уже принялись строить готовые производственные площади

    Чаще всего компании в ОЭЗ получают особые условия кредитования, таможенные и налоговые льготы. Так, для них до двух процентов снижена ставка налога на прибыль, а также полностью отменены налоги на имущество организаций, транспорт и землю.

    С 2024 года резиденты могут войти в систему налогового мониторинга по упрощенной процедуре. Раньше особая мера была предусмотрена только для представителей крупного бизнеса (с годовым доходом более миллиарда рублей). Теперь пороговые критерии отменены для всех компаний, зарегистрированных в качестве резидентов ОЭЗ. Благодаря новым условиям бизнес может вдвое сократить сроки возмещения НДС, освободиться от выездных проверок и бумажной бухгалтерии.

    Однако одновременно для резидентов особых зон были изменены условия налоговой стабилизации. В первую очередь речь идет об упразднении так называемой дедушкиной оговорки - одного из положений ФЗ "Об особых экономических зонах". В нем предусматривалась заморозка всех сборов на срок резидентства компании в ОЭЗ. Вместо этого закон был дополнен статьей, которая в части налоговой стабилизации отсылает к Налоговому кодексу РФ, а в состав самого кодекса добавили разъяснения: отныне гарантии распространяются только на страховые взносы, налог на прибыль и имущество организаций, транспорт и землю.

    Сегодня в России работает более 50 особых экономических зон, их совокупный вклад в ВВП оценивается почти в один триллион рублей

    Таким образом, с одной стороны, особые условия впервые были внесены в Налоговый кодекс, что дает резидентам определенные гарантии. Но с другой - круг стабилизированных налогов и отчислений стал существенно ограничен. Например, Минфин разъяснил, что теперь на резидентов ОЭЗ распространяются положения Федерального закона "О налоге на сверхприбыль". Кроме того, изменения касаются только новых резидентов. Для действующих же зафиксированы все условия, прописанные в соглашениях ранее.

    В условиях быстро меняющейся конъюнктуры эти изменения снижают привлекательность ОЭЗ, пугая и без того обеспокоенных инвесторов. В ситуации, когда государство делает на преференциальные территории большую ставку, возлагая на них немалую долю ответственности за быстрое открытие производства, развитие регионов и рост экономики, такой шаг кажется по меньшей мере непоследовательным.

    Сегодня в России работает более 50 особых экономических зон, 1100 резидентов создают в них десятки тысяч рабочих мест, совокупный вклад в ВВП оценивается почти в один триллион рублей. Власти предпринимают различные шаги, чтобы сделать работу ОЭЗ более прозрачной и эффективной. Однако пространство для улучшения все еще сохраняется. Особые экономические зоны уже окупили государству понесенные расходы и принесли бюджету положительный эффект в десятки миллиардов. Любые конструктивные изменения способны увеличить этот показатель, усилив позитивное воздействие на экономику страны.

    Поделиться