06.02.2024 10:45
    Поделиться

    Фитнес-индустрия переходит на новые формы работы и внедряет цифровизацию

    В 2023 году совокупный оборот российских фитнес-клубов вырос на 11,6 процента и составил 172 миллиарда рублей, подсчитали аналитики Национального фитнес-сообщества (НФС). Они дают оптимистический прогноз: в 2024-м рынок может вырасти еще на 18 процентов, а обороты компаний достигнут 200 миллиардов рублей.

    При этом, как свидетельствуют участники рынка на юге страны, клиентов становится меньше. Какие способы их привлечь используют в индустрии здоровья и красоты?

    Удачный год

    За год выросли все ключевые показатели: продажи клубных карт (плюс 12 процентов к 2022 году), продажи дополнительных услуг (плюс 8,1), посещаемость клубов (плюс 8,5, однако уровня допандемийного 2019-го она так и не достигла). В IV квартале 2023 года продажи клубных карт и абонементов оказались выше среднего показателя соответствующего периода 2022-го на 15,7 процента.

    По словам главы НФС Елены Силиной, финансовые результаты 2023 года стали наилучшими с 2020-го. Удачным год был и в плане открытия новых заведений: добавилось порядка 612 новых фитнес-клубов. В 2019-м в России появилось 573 новых клуба, в пандемийном 2020-м - ни одного, в 2021-м - 400, в 2022-м - 572 клуба. И рост продолжился. Общее число работающих в стране клубов по итогам 2023 года составило 9050. Причем в миллионниках и городах с населением до миллиона человек рынок далек от насыщения и имеет существенный потенциал роста, заметила Силина.

    Посещаемость фитнес-клубов в первую неделю 2024 года выросла по сравнению с 2023 годом в среднем на семь процентов. Многие впервые приобщаются к занятиям. Однако потребительская активность невысока.

    - Игроки сетуют на низкий приток новых клиентов, - говорит глава НФС Елена Силина. - Это связано с несколькими факторами: снижением платежеспособности населения в связи с инфляцией и ростом цен на товары первой необходимости, низким уровнем доходов и сокращением бюджета, а также оттоком части платежеспособных клиентов в ряде приграничных регионов.

    Персональные тренировки и фан-клубы просели на пять процентов по сравнению с 2022 годом и почти на 20 - с 2019-м.

    Подъем после падения

    Подъем интереса к фитнес-услугам по сравнению с предыдущим годом (на 8,3 процента) объясняется также объективным проседанием отрасли в 2022 году, когда спортзалы лишились множества клиентов. Люди потеряли возможность тратить деньги на фитнес или вовсе уехали из страны. Примерно 10 - 15 процентов абонементов и клубных карт продавались в рамках корпоративных программ. Когда иностранные компании покинули нашу страну, отрасль потеряла серьезный пул таких договоров. После введения санкций игрокам рынка пришлось адаптироваться к непредсказуемому падению продаж. Так, по данным РБК, в Ростовской области в сентябре 2022 года продажа клубных карт и абонементов снизилась более чем на 50 процентов (при среднероссийском показателе 25 процентов). В Крыму - более чем на 70.

    Существенно сократились поставки тренажеров: рынок покинули порядка 20 процентов крупных компаний из Европы и США. Ранее премиальное оборудование поставляли в Россию около 50 западных брендов. Оборудование сильно подорожало, так как бизнес пытался наладить поставки через третьи страны.

    - Запчастей нет, поэтому занимаемся "каннибализмом", используя комплектующие от другой техники. Надежды на западное сервисное обслуживание обнулились. Конечно, попробуем перейти на Китай, но их оборудование, как показывает практика, ломается уже через год, - отметил управляющий одной из сетей Андрей Антропов.

    Увы, доля тренажеров российского производства составляла всего десять процентов, и в линейке полностью отсутствует кардиооборудование, а также высокотехнологичные образцы с цифровыми мониторами контроля и качества тренинга.

    - Многие европейские и американские компании частично или полностью переносят свое производство в Китай, что в дальнейшем облегчит обеспечение рынка фитнес-отрасли, - говорит гендиректор бренда FitOn Сергей Иванов.

    Руководители фитнес-клубов настроены оптимистически.

    - Весь минувший год люди старались экономить. Но уже к декабрю продажи фитнес-карт оказались на 4,5 процента выше, чем в 2022 году, - отмечает генеральный директор Xfit Ирина Туманова.

    - Прогнозируемый рост выручки отрасли в 2024 году составит 18 процентов, потенциал есть, но сдерживающим фактором является низкая маржинальность - не больше семи процентов, - говорит Силина.

    По ее мнению, другими сдерживающими факторами являются высокие арендные платежи и тарифы, налоги и страховые выплаты. Чтобы систематически занимающихся физкультурой и спортом россиян становилось больше, необходимо принять дополнительные меры господдержки, считает глава НФС.

    Клуб у дома

    Адаптация к новым условиям происходит за счет уменьшения формата, снижения порога входа и цифровизации. Этим объясняется рост числа самих клубов. В первую очередь, это небольшие студии или монопроекты, такие как йога, бокс и единоборства, пилатес, танцы. Согласно исследованию Национального фитнес-сообщества, в 2023 году в России открылось порядка 612 новых фитнес-клубов. 78 процентов - студийного формата, около 12 процентов - классические широкоформатные клубы и всего лишь около десяти процентов - крупные многофункциональные объекты с бассейном.

    Открытие студии такого формата площадью от 50 до 500 квадратных метров оценивается участниками рынка в диапазоне от миллиона до шести миллионов рублей, тогда как фитнес-клуб площадью 1500 - 1700 квадратных метров обойдется примерно в 50 миллионов, а фитнес-клуб от 3000 квадратов с бассейном - не менее 80 миллионов рублей.

    Еще один путь - франчайзинговые проекты. По словам Силиной, появляются новые виды франшизы с невысоким порогом входа на любой площади. Стоимость фитнес-франшизы - от 1,5 миллиона и до 100 миллионов (крупный формат).

    Трансформация фитнес-бизнеса происходит и путем внедрения цифровых технологий, появления клубов без персонала с полной автоматизацией процессов.

    - Новый формат фитнес-клубов подразумевает даже отсутствие тренера, поскольку занятия проходят с тренером виртуальным, - говорит Елена Силина. - Клиенты пользуются мобильными приложениями и при необходимости тренируются персонально онлайн. Это в ближайшем будущем в корне изменит облик отрасли.

    Йога на крыше

    Пандемия, чуть не убившая отрасль, дала и другой эффект: люди поняли необходимость укреплять иммунную систему. Пропаганда нового стиля жизни сыграла свою роль. Этот принцип проповедует фитнес-пространство Bodium. Оно наполнено не только современными тренажерами, но и модными арт-объектами, инсталляциями, граффити, а располагается на фабрике 1857 года постройки с необычным редизайном.

    Сеть World Class в этом году планирует продолжить работу по диджитал-направлению. В новой версии клиентского мобильного приложения посетители могут ставить личные цели, отслеживать свою активность, публиковать сториз. Кстати, 80 процентов клиентов уже пользуются цифровыми продуктами.

    Поддерживать баланс между внутренней и внешней красотой сеть фитнес-клубов "Фитрон" старается сочетанием нескольких направлений работы - от общего оздоровления до услуг эстетической косметологии.

    В "Арбат-фитнесе" имеется отдельное атмосферное пространство с 11 спин-байками для зажигательных тренировок под музыку.

    А фитнес-клуб в галерее "Астор" проводит тренировки под сеты диджеев, занятия на крыше с видом на Ростов и организует выходные с группой единомышленников.

    В X-Fit имеется бассейн с морской водой. Там делают ставку на занятия для всей семьи.

    В целом объекты фитнес-индустрии приобретают настоящий клубный лоск, обзаводятся собственными парикмахерскими, массажными, спа-зонами, кафе с меню-конструкторами и подсчетом белков-жиров-углеводов, парковками.

    Цены

    Абонемент на 1 месяц - от 2 900 до 5 000 рублей. Практикуют далеко не все клубы.

    Абонемент на 12 месяцев - от 24 900 - 240 000 рублей.

    Поделиться