28.01.2024 19:22
    Поделиться

    Автодилер выплатит автовладельцу штраф за навязанную ему услугу

    Выплатить почти 145 тысяч рублей жителю кузбасского города Мариинска обязана по решению суда компания, навязавшая дополнительную услугу при продаже авто.

    Отечественную легковушку LADA Granta Дмитрий Ковальчук приобрел в кредит за один миллион 160 тысяч рублей в сентябре прошлого года. Представители автодилера - самарской фирмы "Иберис" - убедили тридцатилетнего мужчину заключить помимо договора купли-продажи еще один - на услугу стоимостью 130 тысяч рублей от компании "Драйв Ассист" из города Казани. Получив согласие клиента, обозначенную сумму включили в стоимость кредита. А Дмитрию выдали логин и пароль, открывающие доступ к "Персональной энциклопедии автомобилиста и автопредпринимателя".

    Эти электронно-информационные материалы, находящиеся в закрытой части интернет-сайта, судя по списку, представляли собой формы доверенностей, расписок и жалоб, договоров и заявлений, перечни видов водительских удостоверений и транспортных средств. В числе прочего в этом списке из шестидесяти пунктов значился образец заполнения декларации 3-НДФЛ и документ под названием "Страхование автомобиля и ее виды" (орфография сохранена). Судя по всему, "энциклопедию" составляли методом тыка и выдергивания из интернета.

    Дорогостоящей услугой сомнительного качества Дмитрий так и не воспользовался. Он решил потребовать уплаченные средства назад. Но казанская фирма, получив от клиента уведомление, возвращать деньги отказалась. И мариинец был вынужден обратиться в суд.

    - Ответчик представил суду свои возражения. В том числе он утверждал, что услуга по предоставлению доступа к "энциклопедии" была оказана в момент передачи пользователю логина, пароля и ссылки на интернет-ресурс, то есть обязательства по договору можно считать исполненными, - рассказал официальный представитель Мариинского городского суда Алексей Бушуев. - Однако суд с этим не согласился. Доступ к спорным материалам обязывает продавца обеспечить покупателю возможность пользоваться оплаченной услугой бессрочно (иного в договоре не прописано), а это не может ограничиваться разовым действием - вручением логина и пароля.

    Суд решил, что отношения сторон в данном случае регулируются Законом "О защите прав потребителей", ведь они возникли при покупке услуги исключительно для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. И по закону потребитель вправе расторгнуть договор в любое время, если оплатил исполнителю все расходы. Ну а поскольку клиент услугой не воспользовался, уплаченная за нее сумма подлежит возмещению в полном объеме. В итоге с компании "Драйв Ассист" постановили взыскать в пользу истца около 145 тысяч рублей, включая компенсацию морального вреда, проценты за пользование чужими деньгами и штраф в половину присужденной суммы за отказ вернуть средства добровольно.

    Потребитель вправе расторгнуть договор в любое время, если оплатил исполнителю все расходы

    Случаи, когда автодилеры продают машины с нагрузкой, увы, не редкость. Так, осенью прошлого года другой житель города Мариинска отсудил у фирмы "Гарант контакт" более 288 тысяч рублей. При покупке авто в новосибирском автосалоне ему навязали платную помощь в замене колес, подвозе топлива, подзарядке аккумулятора и запуске двигателя, эвакуации авто при ДТП и срабатывании системы ГЛОНАСС. За все мариинец заплатил фирмам "Автоэкспресс" и "Ассистанс 54" 180 тысяч рублей. Суд напомнил: существует презумпции отсутствия у потребителя специальных знаний о свойствах оплаченной услуги и исполнитель обязан наглядно и доступно проинформировать о ней клиента.

    Справка "РГ"

    30 октября 2023 года вступил в силу Федеральном законе от 19.10.2023 N 505-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Документ был разработан в целях обеспечения соблюдения, предотвращения и предупреждения нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг). И речь в нем идет о новых штрафах за навязывание дополнительных товаров или услуг. Так, согласно новой части 2-1 статьи 14.8 КоАП РФ он предусмотрен для должностных лиц - от 2 до 4 тысяч рублей, а для юрлиц - от 20 до 40 тысяч рублей.

    Помимо этого статья 14.8 КоАП РФ дополнена новой частью 4-1, которая предусматривает штрафы за необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав: на должностных лиц - от 15 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 300 тысяч рублей.