18.01.2024 10:40
    Поделиться

    Решат ли федеральные сертификаты проблему обеспечения жильем алтайских сирот

    В Алтайском крае сироты, годами стоящие в очереди на жилье, надеются, что федеральные жилищные сертификаты позволят им быстрее получить положенные квадратные метры. Уже два с половиной года в крае действуют региональные сертификаты. Они, с одной стороны, ускорили решение проблемы, а с другой, поставили в неравные условия тех, кто их получает, и тех, кому приходится ждать, когда региональные власти приобретут для них квартиры. Помогут ли федеральные сертификаты устранить такое неравенство?

    Введение в Алтайском крае в 2021 году нового механизма жилищного обеспечения детей-сирот, действительно, упростило и ускорило процесс. Если раньше в регионе закупали около 300-400 квартир в год, то в 2022-м, когда в полную силу заработали сертификаты, жильем удалось обеспечить более 800 очередников, а в 2023 году, по предварительным данным, - свыше 600. И очередь на получение положенных "квадратов" впервые начала сокращаться: в 2021-м в ней было 6,1 тысячи человек, к концу 2023 - 5,6 тысячи. А до этого она только росла, ведь ежегодно ее пополняют все новые сироты, достигшие совершеннолетия.

    Но введение жилищных сертификатов разделило очередников на тех, кто может их получить, и тех, кто не может. То, что сироты оказались в неравных условиях, ярко иллюстрирует история Елены Захаровой. 28-летняя жительница Смоленского района больше десяти лет стоит в очереди и даже через суд не может добиться положенного жилья.

    - Я долгое время получала только отписки, что в Смоленском районе нет подходящей жилплощади, которую могли бы для меня приобрести, - рассказала девушка корреспонденту "РГ". - Тогда пошла в суд, и в конце 2018-го он обязал Региональное жилищное управление обеспечить меня жильем. Но даже с судебным решением ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Когда у нас в крае ввели жилищные сертификаты, я надеялась, что это решит мою проблему. Снова обратилась в суд, чтобы изменить способ предоставления жилья и получить сертификат, но мне отказали.

    Елена Захарова дошла до Верховного суда РФ в надежде выйти из замкнутого круга, когда вроде бы имеешь право на жилье, а получить его не можешь. Но и в высшей инстанции ей отказали в пересмотре дела, посчитав, что у нее уже есть положительное решение и нужно только дождаться, когда оно будет исполнено. Правда, неизвестно, сколько придется ждать, ведь нового жилья, подходящего по всем параметрам для закупки по госконтракту, в Смоленском районе не возводят.

    В такой ситуации оказалась не только Елена Захарова. Как отметил глава регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае Сергей Войтюк, за последний год из трехсот исков, поданных сиротами на изменение ранее вынесенных судебных решений с предоставления жилья на выдачу сертификата, удовлетворено только около тридцать.

    - Получается, что те, кто активно отстаивал свои права, оказались в худших условиях, чем те, кто не обращался в суд, - подчеркнул Сергей Войтюк. - Суды кому-то меняют механизм предоставления жилья, но большинству, как показывает статистика, отказывают. У нас нет прецедентного права, поэтому имеющаяся положительная судебная практика не учитывается ни в апелляционной, ни в кассационной инстанциях. Люди стали заложниками юридической казуистики: судебное решение не исполняется и пересмотреть его не получается.

    В прошлом году вступили в силу изменения в законодательстве РФ, которые вводят федеральные сертификаты для обеспечения жильем детей-сирот или погашения уже взятых ими ипотечных кредитов. Теперь можно направлять на приобретение сертификатов не только региональные средства, но и федеральные, которые раньше предназначались исключительно для покупки квартир.

    Механизм предоставления федеральных жилищных сертификатов еще разрабатывается. Но сироты, которым отказали в выдаче региональных, надеются, что с их помощью смогут наконец приобрести жилье.

    - Когда станет известно, как будут работать федеральные сертификаты, мы снова подадим в суд на пересмотр дела Елены Захаровой в связи с изменением законодательства, - прокомментировал ситуацию юрист Вадим Рагель, представляющий интересы сироты. - Совершенно непонятно, чем руководствуются суды, одним разрешая получить региональный сертификат, а другим - нет. Ведь у всех сирот ситуация примерно одинаковая: у них есть право на жилье, есть решение суда, обязывающее его предоставить, которое годами не исполняется. А сертификат дает возможность это право быстро реализовать.

    Кстати

    В конце прошлого года одиннадцать сирот из Алтайского края смогли получить региональные сертификаты даже после отказа судов изменить механизм предоставления жилья. Они обратились за помощью к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину, и после его вмешательства региональные власти совместно с судебными инстанциями нашли возможность выдать им сертификаты.

    Поделиться