22.12.2023 13:52
    Поделиться

    "Сибирский цемент" увеличивает объемы производства

    Пять заводов холдинга "Сибирский цемент" рассчитывают выпустить в 2023 году около 5,5 миллиона тонн цемента - на 400 тонн больше, чем в 2022-м.
    АО "ХК "Сибцем"

    - Емкость цементного рынка России в уходящем году достигнет 65 миллионов тонн. Анализ показывает: доля потребления относительно общероссийского объема в регионах нашего присутствия - а это Сибирь в ее прежних границах (с учетом Бурятии и Забайкалья) - достаточно стабильна, - отмечает вице-президент по инвестиционному развитию АО "ХК "Сибцем" Александр Черепанов. - В 2007 году она составила чуть больше 11 процентов, в 2014-м - 10,6, в 2023-м - 9,2. Согласно прогнозу, к 2034-му этот показатель вырастет до 10,8 процента: спрос на цемент в макрорегионе увеличится с сегодняшних 6 до 8,5 миллиона тонн в год.

    Чтобы обеспечивать растущее потребление, холдинг продолжает модернизацию предприятий. По предварительным данным, только в 2023-м на эти цели будет выделено 4,3 миллиарда рублей, включая НДС. Средства направляются на реализацию масштабных проектов в разных регионах присутствия компании. Так, в цехе "Помол" Топкинского цемзавода введена в эксплуатацию сепараторная установка стоимостью более 835 миллионов рублей. Это позволило увеличить выпуск востребованного высокомарочного сепарированного цемента, который отличается повышенной прочностью и равномерностью гранулометрического состава. Если еще в 2010 году доля такого продукта на рынке не превышала пятидесяти процентов, то к началу 2021-го увеличилась до семидесяти. И тенденция только усиливается.

    Фото: АО "ХК "Сибцем"

    - Понимая это, мы разработали и в 2016 году начали воплощать в жизнь программу по установке на заводах современных сепараторов и переводу оборудования на замкнутый цикл, - добавляет Александр Черепанов. - Сегодня работа продолжается.

    В соответствии с этой программой в 2023-м запущено новое отделение помола на Красноярском цемзаводе. Мельница производительностью до 100 тонн цемента в час, функционирующая в замкнутом цикле, оснащена современными рукавными фильтрами и газоочистными установками с высоким КПД. В рамках проекта стоимостью свыше трех миллиардов рублей обновлена вся технологическая цепочка - от транспортировки, выгрузки и подачи клинкера в мельницу до хранения готовой продукции и ее отгрузки потребителям.

    Фото: АО "ХК "Сибцем"

    Всего в ассортименте холдинга 16 общестроительных и восемь специальных цементов. Продукцию направляют заказчикам навалом, в бумажных мешках по 25 и 50 килограммов и в мягких контейнерах по одной тонне. В текущем году "Сибцем" осуществлял поставки на строительство самых разных объектов. Среди них красноярское метро и завод по глубокой переработке зерновых культур в Красноярском крае, синхротрон "СКИФ" в наукограде Кольцово и четвертый центральный мост через Обь в Новосибирске, межвузовский студенческий кампус в Томске и реактор БРЕСТ-300 в Северске Томской области, объекты горнолыжного комплекса в кузбасском Шерегеше и горно-обогатительный комбинат на базе медно-порфирового месторождения Ак-Суг в Республике Тыва.

    Кроме того, несколько видов цемента, производимых на Топкинском заводе, вошли в рецептуры бетонно-растворных смесей, применяемых для строительства в условиях севера.

    - Специализированный проектный институт разработал на основе наших цементов смеси с антикоррозийной устойчивостью, сульфатостойкие и низкощелочные, незаменимые при выполнении определенных задач на стройках по ходу Северного морского пути, - уточняет Александр Черепанов. - Мы готовы поставлять продукцию и для других инфраструктурных проектов, например, для возведения дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями. Но, к сожалению, пока такие цементы мало востребованы.

    Хотя объективных причин, которые бы мешали активному применению современных технологий, нет. И это подтверждают свежие исследования ученых. Например, специалисты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) доказали, что для дорог I, II и III категории, расположенных во всех дорожно-климатических зонах нашей страны, практически всегда более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Служат они дольше четверти века, требуют текущего ремонта лишь через двенадцать лет интенсивной эксплуатации, а смены покрытия -только через тридцать.

    Учитывая то, что российские цемзаводы загружены в среднем на 60 процентов, возможность увеличить производство дорожных цементов есть. Сертифицированной продукцией стабильно высокого качества обеспечит такие проекты и "Сибирский цемент", на заводах которого действуют современные аккредитованные лаборатории.

    Добросовестные производители уделяют качеству максимум внимания, но, к сожалению, далеко не весь цемент на рынке произведен ими. После отмены в 2021 году государственного контроля за оборотом отдельных видов стройматериалов объемы фальсифицированного цемента на рынке неуклонно растут. Согласно отчету Ассоциации по техническому регулированию "АССТР", данный показатель увеличился с 3,16 миллиона тонн в 2020 году до 13,14 миллиона в 2022-м.

    Фото: АО "ХК "Сибцем"

    - Нужно отметить и другую актуальную для отрасли и независящую от добросовестных производителей тенденцию - рост себестоимости цемента. СМИ часто обсуждают эту тему, цитируя спикеров, неглубоко погруженных в специфику цементной промышленности. Они указывают на множество факторов, но на самом деле увеличение издержек происходит в основном из-за компонентов, цена которых напрямую зависит от государства - товаров и услуг субъектов естественных монополий. Мы видим, что в 2023 году тарифы на газ выросли на десять процентов, на железнодорожные перевозки - на 10,75 процента, - подчеркивает Александр Черепанов. - Стоит отметить, что группа расходов, на которые "Сибцем" не может повлиять (газ, уголь, тариф на электроэнергию, железнодорожный тариф, дизельное топливо и прочие) или может влиять в незначительной степени (расходы на сырье, тару, ремонт), весьма обширна. Доля таких расходов в структуре себестоимости продукции составляет 69 процентов. Из этого следует, что рост себестоимости является объективным фактором, действующим помимо воли производителей цемента.

    Справка

    "Сибирский цемент" - промышленный вертикально-интегрированный холдинг, созданный в 2004 году. В составе компании Топкинский, Искитимский, Красноярский, Ангарский и Тимлюйский цементные заводы, комбинат "Волна", сеть производств "Сибирский бетон", "Горная компания", компании "ЗапСибЦемент" и "КузбассТрансЦемент", ремонтное предприятие "Сибцемсервис" и торговый дом "Сибирский цемент". Годовая мощность холдинга: девять миллионов тонн цемента, 750 тысяч кубометров бетона, 15 миллионов квадратных метров кровли, 1,7 миллиона квадратных метров плоских листов, 800 километров условных труб.

    Реклама, АО "ХК "Сибцем", ИНН 4205070630

    Поделиться