13.12.2023 19:23
Поделиться

Роскомнадзор объяснил, как маркировать рекламу в соцсетях

Эксперты Ассоциации юристов России предупредили: даже простым людям, живущим активной жизнью в соцсетях, грозят штрафы за нарушение рекламных правил. А нарушить можно случайно, например сделав репост чужого рекламного текста. Ведь вся реклама должна быть промаркирована. Правила распространяются и на репосты.
Вам может просто понравиться портрет на сайте. Но если это рекламная картинка, вы обязаны при репосте ее пометить. Иначе заплатите штраф.
Вам может просто понравиться портрет на сайте. Но если это рекламная картинка, вы обязаны при репосте ее пометить. Иначе заплатите штраф. / Сергей Михеев

Член Ассоциации юристов России, председатель Союза юристов-блогеров Елена Гринь рекомендовала всем пользователям соцсетей изучить специальные рекомендации Роскомнадзора по размещению идентификатора рекламы.

Согласно закону, участники рекламного рынка обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать данные о ее размещениях в Роскомнадзор. С 1 сентября этого года введены штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы и непредоставление сведений: от 10 тысяч до 100 тысяч рублей для физических лиц. В свою очередь, юридическиим лицам грозят штрафы от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.

"Новые требования, связанные с маркировкой рекламы, распространяются на всю рекламу, размещаемую в сети Интернет, - говорит Елена Гринь - К ответственности за нарушение новых правил могут быть привлечены не только предприниматели, блогеры, но и обычные физические лица, то есть все, кто размещает рекламу в интернете, не соблюдая требования. Более того, в рамках возникшей судебной практики субъектом правонарушения выступают физические лица - владельцы пабликов в социальных сетях".

Система наказаний уже работает. Вот свежий пример: недавно Роскомнадзор оштрафовал женщину-автоблогера, ведующую канал в "Телеграм". За три непромаркированные публикации она заплатит триста тысяч рублей. Причем, как рассказала сама блогер, сигнал чиновникам пришел от бдительного гражданина. То есть блогеры должны понимать: они на виду. Причем следит за ними отнюдь не "большой брат", а, скорее, большой читатель.

Объявления о продаже личных вещей рекламой не являются, маркировать их не нужно. Но если делаете репост чужих объявлений, надо быть осторожным

По словам специалистов, блогеры обязаны присваивать каждому рекламному материалу специальный идентификатор - токен. "Маркировка рекламы включает в себя пометку "Реклама", сведения о рекламодателе либо указание на сайт, где такие сведения содержатся, и рекламный идентификатор - токен, - рассказывает Елена Гринь. - Указанные данные необходимо разместить на рекламном креативе в соответствии с правилами в зависимости от вида креатива. Так, к примеру, в рекламном тексте маркировка размещается в начале текста (хотя Роскомнадзор в своих разъяснениях допускает и в конце), в случае, если реклама публикуется в виде изображения, - поверх изображения".

По ее словам, если имеет место репост рекламного креатива, то он подлежит маркировке.

"Даже если изначальный рекламный пост промаркирован, в случае репоста потребуется получить новый токен", - говорит Елена Гринь.

Как указывает Роскомнадзор в своих рекомендациях, соответствующая маркировка должна появляться в сторис, прямых трансляциях, подкастах и т.д.

Например, в "Телеграм" есть возможность записывать короткие видео в кружках. Как отмечает Роскомнадзор, разместить маркировку поверх видео платформа не позволяет. Поэтому рекомендуется размещать идентификатор рекламы текстом в формате "erid: xxxx" в следующем за кружком сообщении или ответом на кружок с видео, чтобы сохранить связность сообщений.

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия сообщили о возбуждении дела за отсутствие маркировки рекламы в отношении местного медцентра.

"В Мордовское УФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на распространяемую в Интернете рекламу медицинских услуг по лечению варикоза. Реклама опубликована в одном из пабликов социальной сети "ВКонтакте", - рассказали в ведомстве. - В рекламной записи отсутствует пометка "реклама", а предупреждающая надпись о наличии противопоказаний по применению медицинских услуг выполнена размером менее чем пять процентов рекламной площади".

Хорошая новость: если вы продаете свой старенький диван или ищете нового хозяина своему пылесосу, можете смело размещать объявления на своих страничках. Или на специализированных площадках.

"Информация о собственных товарах или услугах, размещенная в собственных социальных сетях, рекламой не является, - поясняет Елена Гринь. - Даже если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, сведения о товаре в соцсетях или на сайте - не реклама, а информирование о деятельности, товарах, услугах. Маркировка в данном случае не требуется".

Также не потребуется маркировка при размещении объявлений: в личных соцсетях или на сайтах таких, как "Авито". Репост объявления о продаже также, по общему правилу, не является рекламой, однако необходимо анализировать каждый креатив в отдельности, чтобы не допустить злоупотреблений".

Как отметил адвокат Владимир Шалаев, рекомендации Роскомнадзора помогут всем участникам правоотношений понять, как размещать рекламу и не попасть на штрафы.

"Памятка хорошая", - подчеркнул он.