Палатка ярко-синего цвета располагается в двух шагах от Республиканского комплексного социального центра помощи бездомным по адресу ул. Колгуевская, 29. Модуль постоянно прогревается с помощью пушек. Пришедшим здесь дают не только тепло, но и койко-место, горячее питание и зимние вещи.
В углу лежит улыбчивый мужчина. Он первый здоровается и охотно соглашается на разговор. Артур Калярманов из Благоварского района в 2017 году отморозил правую ногу, часть которой пришлось ампутировать. Мужчина нуждается в протезировании, оформлении инвалидности и медицинском лечении. Однако, увы, на данный момент это остается только мечтами из-за отсутствия документов.
- У меня нет и никогда не было паспорта, - говорит он и пожимает плечами: - Не нужен он мне был раньше, вот и не делал. Прописка тоже отсутствует, родные от меня отказались. Всю жизнь работал на стройке каменщиком, был на хорошем счету.
Что именно у него пошло не так, Артур явно не хочет обсуждать. Но зато он хвастается новой инвалидной коляской, которую ему привезли на днях волонтеры. Правда, в это время в ней похрапывал его товарищ по палатке.
- Я здесь пару дней. До этого жил в бараке в Затоне. Конечно, там были жуткие условия. Сейчас нам дают супы, пельмени, чай со сладким. На еду не жалуемся, - говорит Артур. - Неравнодушные люди пообещали, что помогут получить паспорт, выбить инвалидность и пенсию. Я хотя бы снимал комнату на эти деньги. Потому что так жить тоже нельзя.
Наш разговор внимательно слушает другой постоялец пункта обогрева и иногда сочувственно кивает. Александр Федоров, к слову, одет опрятно. Получил одежду здесь же. Родом из Янаульского района. Говорит, что жить ему негде, поэтому скитается уже несколько лет.
- Если мне предложат работу, то соглашусь. Но пока нет вариантов. Нет планов на будущее, и что дальше будет, не знаю. Я и повар, и бармен, и шашлычник, готовить умею. Жилье обычно предоставляли работодатели, но потом перестали, так я остался на улице. Меня приютил друг. Но, к несчастью, он умер. Его родственники попросили меня съехать. Ушел я в никуда, - делится Александр Михайлович.
Федоров выглядит растерянным, но, по его словам, надежды он не теряет. Потому что это последнее, что у него осталась.
- А у меня вера только в добрых людей, - внезапно шепчет худой мужчина по имени Михаил. - Я совсем один на этом свете.
В пункте он всего два дня. Пока присматривается к соседям и лишний раз слова не скажет. В начале декабря этого года приехал из Дуванского района. Из-за перенесенного инсульта плохо передвигается, с работы пришлось уволиться. Теперь, по его словам, он может трудиться только сидя, но таких вакансий для него нет.
- Я приехал в Уфу за справедливостью и помощью, - разводит руками мужчина. - Мне нужно оформить инвалидность, чтобы я получал пособие. В родном районе ничего не дали, только отмахивались, как будто я здоровый. Мне 62 года, не молодой уже, из-за плохого самочувствия не могу себя обеспечивать. Детей нет, никогда не был женат. Некому обо мне позаботиться.
Михаил показывает историю своей болезни, диагнозы и результаты анализов. Все это он подготовил для медицинской комиссии. Но только пока не знает, к кому обращаться.
Внезапно мужчина тихонечко встает и идет к выходу со словами: "Горячего чая захотелось! Я этот напиток готов постоянно пить". Видно, что мужчина сильно нервничает и переживает.
Всего в комнате было семь человек. Остальные постояльцы спали, несмотря на то, что было двенадцать дня. Артур говорит, что они всю ночь разговаривали, общались между собой, делились жизненными историями.
- Много шутим, - смеется Калярманов. - Если бы не юмор, интересно прожил бы я до сорока лет?
В это время приходит сотрудник Управления гражданской защиты по Кировскому району Игорь Николаев и говорит, что сейчас будет горячий суп. Подопечные оживают и начинают потирать руки.
- Мы следим, чтобы палатка не сдувалась, и в ней всегда было тепло, - говорит Игорь Юрьевич. - Конфликтов нет, атмосфера хорошая. Постояльцы между собой ладят, поддерживают друг друга. То, что их волнует больше всего: еда и комфортные условия, - здесь это имеется, поэтому жаловаться, думаю, им не на что.
В модуле могут проживать не более десяти человек. Скорее всего, желающих согреться намного больше, но пространство не позволяет. Кстати, в Северной части Уфы таких пунктов для обогрева не предусмотрено. А жаль, ведь, наверняка, и там бездомные не знают, куда себя деть.
Кстати, недавно министр семьи, труда и социальной защиты РБ Ленара Иванова рассказала, что в Республиканском комплексном социальном центре по оказанию помощи лицам без определенного места жительства обновилась мебель, закуплены новые постельные принадлежности, а количество койко-мест увеличилось до 60.
- Люди, по разным причинам оказавшиеся без крова, пусть временно, но получают здесь крышу над головой. Это особенно актуально зимой. Специалисты помогают с восстановлением документов, трудоустройством. Бездомным пенсионного возраста либо инвалидам уже после восстановления документов оформляется пенсия, далее рассматриваются варианты жизнеустройства, в том числе помещение в интернаты. С нашей помощью люди трудоустраиваются, нуждающиеся получают медицинскую помощь, - рассказывает министр Ленара Иванова.
Если и вы, дорогие читатели, желаете помочь пункту теплыми вещами и продуктами, то можете связаться с организаторами по телефону: 7 (347) 287-28-66.