Михаил, в этом году вы возглавили Ассоциацию книжных фестивалей - проект "Читающая Россия". Что уже получилось? В 2024 году ждем книжные фестивали во всех регионах?
Михаил Фаустов: Этот год был пилотным. Планировалось 7 фестивалей, но получилось 10. Проект "Читающая Россия" только появился, а желающих участвовать в нем уже очередь. Про каждый из этих фестивалей можно отдельную статью написать. Расширение географии в 2024 будет значительным. Сейчас на карте "Читающей России" 23 точки. Этот план мы себе поставили и намерены его выполнить. Мы хотим возродить из небытия фестивали в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, поддержать яркие проекты, например в Томске, Челябинске, Волгограде. Впервые пройдет книжная ярмарка в Бийске - наукограде, находящемся на границе степного и Горного Алтая. И это далеко не все. И это - только начало.
А в чем основная задача проекта? Просто проводить фестивали в разных уголках страны?
Михаил Фаустов: Книжный фестиваль - это, пожалуй, наиболее эффективная форма вовлечения общества в книжную культуру. Задача простая - объединить лучшие фестивальные практики, взять опыт лучших, таких, как книжный фестиваль "Красная Площадь", например, и масштабировать его на большинство российских регионов. Думаю, нам вполне по силам проводить под флагом "Читающей России" 70-80 фестивалей уже в обозримом будущем.
Книжных фестивалей должно быть много, книжные фестивали должны быть разные, при этом должны соблюдаться некоторые общие принципы, стандарты. Когда мы говорим, что региональные проекты должны использовать модель проведения книжного фестиваля "Красная Площадь", это вовсе не значит, что нужно копировать московский опыт. Нужно принимать и понимать принципы, по которым проводится фестиваль. В первую очередь это открытость и доступность. Все мероприятия книжного фестиваля должны быть бесплатными для посетителей, участие в книжной ярмарке должно быть бесплатным для издательств.
В цифровую эпоху зачем все это? Книги можно заказать в интернете, а с писательскими встречами прекрасно справляются библиотеки…
Михаил Фаустов: Ничто не заменит живого общения. Вообще, книжный фестиваль, пожалуй, одно из немногих массовых мероприятий, где зритель и спикер могут встретиться взглядами. Это "глаза в глаза" не заменить никакой видеоконференцией.
Аудитория книжного фестиваля на открытой площадке - это не обязательно активные читатели. Очень часто это случайные люди, для которых книга вовсе не предмет ежедневной необходимости. И если хотя бы один такой случайный посетитель, придя на книжный фестиваль изменит свое отношение и начнет читать - можно считать фестиваль удался.
Книга привлекает другие креативные индустрии, творческие проекты. "Белый Июнь" в Архангельске начинался как книжный проект, но очень быстро прирос другими направлениями - Музыка, Кино, Игра, даже Еда. Вот еще одна модель развития книжного фестиваля, достойная подражания.
А вы перенимаете зарубежный опыт, там проходит нечто подобное на площадях и в городских скверах?
Михаил Фаустов: Открытые книжные ярмарки проходят по всему миру - в самых разных странах, как Швеция и Вьетнам, Испания и Италия, США и Чехия. На всех континентах, разве что в Антарктиде пока не получается. Книга выходит в город, книга становится частью городской среды. В России открытый книжный фестиваль - вполне обычное явление. Мы живем в огромной стране, у нас есть регионы, где можно выходить на улицу с книжным фестивалем и в марте, и в ноябре, а вот в июле как раз не рекомендуется. Существуют примеры, когда книжные фестивали проходили в торговых центрах, это было неожиданно, но эффективно, ведь мы же хотим привлечь фестивалем новых читателей.
А как сейчас с международными участниками, они приезжают на книжные фестивали?
Михаил Фаустов: В Благовещенске на фестиваль приехала делегация китайских деятелей культуры, в Екатеринбурге был переводчик Борут Крашевец из Словении, гости из Белоруссии, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана как ездили на российские книжные фестивали, так и ездят. Мы работаем над расширением географии гостей российских книжных фестивалей. Это не просто, но это благое дело.
Вы давно неофициально возглавили книжное фестивальное движение в стране. Когда и где прошел первый фестиваль и как с тех пор изменилась книжная жизнь в этом городе?
Михаил Фаустов: Самой первой моей книжной ярмаркой была ярмарка "Черный рынок" в Новосибирске. Это было в 2010 году и, наверное, именно тогда все и началось. Но что-то более или менее серьезное случилось через шесть лет, когда в том же Новосибирске наша команда сделала фестиваль "Новая книга", который мы надеемся возродить в следующем году. Потом был замечательный фестиваль в Иркутске, который прошел всего два раза - в 2017 и 2019 годах, но между этими двумя событиями в этом городе открылось 8 книжных магазинов, Иркутская область стала "Самым читающим регионом России". Это положительный пример. А вот в том же Новосибирске в 2019 году "Новая книга" из-за недостатка финансирования прекратила свое существование. И в том же году в городе закрылось более 20 больших книжных магазинов. События между собою не связаны, но такое плохое совпадение есть.
Книжные фестивали вообще способны менять города, есть ли какие-то очевидные примеры?
Михаил Фаустов: Книжный фестиваль может спровоцировать изменения в городской среде, как в том же Архангельске, когда реконструкцию Петровского парка затеяли с учетом пожеланий команды фестиваля "Белый Июнь". Книжный фестиваль меняет горожан, как во Владимире, где за два года значительно улучшилось качество местной программы. Вообще именно по тому, как делается программа местных авторов, можно судить о качестве фестиваля. Один из принципов проведения фестивалей в рамках проекта "Читающая Россия" - местная программа должна быть не менее 60% от общей содержательной части фестиваля. Город должен знать своих героев.
А где, по вашему опыту, самые активные читатели, где книги идут нарасхват?
Михаил Фаустов: Недавно мы провели в телеграме анонимный опрос среди книготорговцев, где они голосовали за лучший фестиваль 2023 года. Оценки выставляли 21 фестивалю - и тем, которые вошли в пилотный год "Читающей России", и тем, которые, мы надеемся, вольются в ближайшие несколько лет. Первое место занял "Белый Июнь" в Архангельске, что не удивительно. Этот фестиваль ворвался на фестивальный рынок в самые тяжелые карантинные времена и наработал себе репутацию. В Архангельске любят книги, люди буквально откладывают деньги, чтобы потратить их на книжной ярмарке. На втором месте сравнительно молодой фестиваль "ТОМ", проходящий в Томске. Возможно, книготорговцы выдали этому симпатичному проекту своеобразный аванс, но мне кажется у томской команды большое будущее. В городе, в котором, говорят, каждый седьмой житель - студент, а каждый двадцатый - преподаватель вуза, по-другому быть не может. "Бронза" за дебютантом фестивального движения - "Красной Строкой" в Екатеринбурге, которую придумали и сделали наши друзья из команды "Уральской ночи музыки". Сорок пять тысяч екатеринбуржцев посетили Исторический сквер и это был рекорд посещаемости 2023 года. Вообще, анализируя результаты проведенного опроса, можно еще раз убедиться в эффективности открытых фестивалей. В "подвале" таблицы - главным образом фестивали, проходящие в закрытых помещениях.
Физик и лирик - это буквально про вас: вы человек с техническим образованием, который посвятил свою жизнь литературе. Зачем? И как так вышло?
Михаил Фаустов: Физиком я не стал. Может, и, к сожалению. О том, какой я лирик, совершенно точно не мне судить. Как все хорошее, вышло случайно. Провели один фестиваль, потом второй, потом десятый, потом тридцать третий. В какой-то момент наши подвиги заметили в Минцифры РФ, возникла идея Ассоциации книжных фестивалей, и все это происходит прямо сейчас. И происходит стремительно. Что до моего личного к этому отношения, так я руководствуюсь шахматным правилом "взялся - ходи". Раз уж взялся делать книжные фестивали, то деваться некуда: делай. Вот и делаю. Говорят, получается.
А у вас есть фестивальные традиции?
Михаил Фаустов: Я, как диванный футбольный болельщик, человек весьма суеверный. В книжных фестивалях у меня есть свои приметы и странные традиции. Например, всякий раз, когда фестиваль заканчивается, я поворачиваю бейсболку козырьком назад. В 2023 году в какой-то момент заметил, что перестал это делать. Фестивали шли один за другим, не успел закончить один - тут же начиналась завершающая стадия подготовки другого. Я не был дома больше двух месяцев, и в итоге перевернул бейсболку только в Махачкале 8 октября.
"Российскую газету" читают во всех регионах страны. Несколько доводов от вас для властей и жителей, где еще не раскинулись книжные ряды, что им обязательно нужен фестиваль:
Михаил Фаустов: Книжный фестиваль - это очень умное, доброе и красивое событие. Книжный фестиваль нужен людям. Надо, чтобы книжных фестивалей было больше, чтобы они были чаще, да хоть каждый день.
Михаил Фаустов: Пользуясь случаем хочу высказать слова благодарности тем руководителям регионов, которые помогают книжному фестивальному движению - в первую очередь Губернаторам Александру Цыбульскому (Архангельская), Василию Орлову (Амурская), Роману Бусаргину (Саратовская), Александру Авдееву (Владимирская область), главе города Бердска Роману Бурдину, зампреду правительства Камчатского края Александре Лебедевой, руководителю Агентства информации и печати Дагестана Абдуразаку Джамалутдинову, руководителям региональных минкультов, библиотек, театров, музеев, неравнодушным гражданам, представителям культурного сообщества, а также всем тем, чей труд сделал эти фестивали возможными.
Проект "Читающая Россия" создан по инициативе Министерства цифрового развития Российской Федерации и объединяет наиболее успешные книжные фестивали и ярмарки, проводящиеся в нашей стране. Ассоциация книжных фестивалей открыта для вступления всех институций, заинтересованных в проведении фестивалей, как на федеральном, так и на региональном уровне. Вступить в Ассоциацию можно на официальном сайте https://roskniga.online/
Проект "Читающая Россия" будет представлен 1 декабря в 13.00 на ярмарке Non/fiction№25 в зале №1.