29.11.2023 11:42
    Поделиться

    Как слабослышащего ребенка вернуть к полноценной жизни

    В Ростове пять детей из ЛНР получили новые технологичные слуховые аппараты. Трудно оценить значение этого события для каждого ребенка: ведь это не просто прибор для улучшения слуха, это окно в большой мир, которое открывается для ребят, со всеми возможностями для их дальнейшего развития.
    Слуховые аппараты подбирали, настраивали, тестировали, чтобы они оптимально подходили каждому ребенку.
    Слуховые аппараты подбирали, настраивали, тестировали, чтобы они оптимально подходили каждому ребенку. / Наталья Дядина

    Новые регионы стремительно интегрируются в российскую систему координат, и специалисты-медики вносят свою лепту в этот процесс. Так, сурдологическая служба медицинского центра "МастерСлух" и благотворительного фонда "Слышать жизнь" еще год назад взяла под свой патронаж коррекционную школу для слабослышащих в Луганске.

    - Дети, живущие на новых территориях, сейчас очень нуждаются во внимании и поддержке, а дети с особенностями здоровья - вдвойне, - говорит директор сети центров, основатель БФ "Слышать жизнь" Дмитрий Бочкарев. - А поскольку сурдологическая служба в новых регионах только формируется, а у нашей компании есть опыт комплексного медико-педагогического сопровождения людей с нарушениями слуха, то, конечно же, мы хотим поддержать наших коллег и маленьких пациентов.

    В марте прошлого года дончане поехали в Луганскую коррекционную школу для слабослышащих, единственное специализированное учреждение в республике, где учатся 72 воспитанника. Познакомились с преподавателями школы, узнали, какие у них потребности, запросы, чем можно реально помочь. Совместно выявили детей, которые больше других нуждаются в новых слуховых аппаратах.

    - Случается, что слуховые аппараты не оправдывают ожиданий в улучшении восприятия речи, - рассказывает сурдопедагог Наталья Черная, член команды проекта "Наши дети. Луганск". - Это может быть связано как с индивидуальными особенностями ребенка, так и с характеристиками устройства, которые не коррелируют с потребностями пациента. Общая идея проекта в том, чтобы максимально эффективно компенсировать каждому слабослышащему ребенку нарушение слуха.

    Все это получилось благодаря проекту "Наши дети. Луганск" благотворительного фонда "Слышать жизнь", который стал победителем программы "Вклад в твое будущее" фонда "ВТБ-страна". Грантовые средства направили на реализацию проекта, который включал аудиологическое и сурдопедагогическое обследование всех учеников коррекционной школы в Луганске, обеспечение пятерых детей новыми высокотехнологичными слуховыми аппаратами последнего поколения. А для педагогов подготовили и провели программу обучения.

    В конце октября специалисты двумя бригадами выехали в Луганск и в течение недели провели сурдопедагогическое обследование детей. В рамках программы проведено и обучение педагогов школы. Врач-сурдолог Елена Анохина рассказала о новых методах диагностики и реабилитации.

    И вот спустя примерно месяц пять учеников Луганской коррекционной школы-интерната собрались в поездку в Ростов-на-Дону, чтобы получить новые слуховые аппараты, которые им подберут после выполнения всех необходимых для этого процедур.

    Поездка из Луганска в Ростов заняла много времени, но это того стоило... Большую помощь, отмечает Дмитрий Бочкарев, оказали волонтеры Народного фронта. Они помогли собрать детей и родителей, живущих в разных населенных пунктах, обеспечили транспорт и полностью организовали весь процесс.

    С каждым ребенком занимались одновременно три специалиста: врач-сурдолог, сурдопедагог и сурдоакустик. Слуховые аппараты подбирали, настраивали, тестировали, чтобы они оптимально подходили ребенку. Это была длительная и кропотливая работа. Чтобы ожидающие своей очереди дети не скучали, а могли поиграть и подвигаться, в гости к ребятам пришли Змей Горыныч и Добрыня, которые предложили ребятам много интересных занятий. Положительные эмоции и настрой, говорят специалисты, - это прекрасный стимул, чтобы захотеть слышать, разговаривать и общаться с миром.

    - Мы часто видим во многих регионах России, как слабослышащие дети в коррекционных школах носят свои слуховые аппараты в кармане или, того больше, оставляют на полочке дома, - говорит Наталья Черная. - На самом деле это очень печальная картина, которая на корню уничтожает все усилия к тому, чтобы ребенок с нарушениями слуха развивался, учился и, главное, мог пользоваться компенсированным слухом. Для стимуляции мозга, той его части, которая отвечает у человека за слух и речь, необходимо, чтобы устройство находилось в режиме активного ношения не менее восьми часов в день! Слухоречевая реабилитация бесполезна без физического слуха.

    Цель наших программ - улучшить качество детского слухопротезирования, сделать так, чтобы дети в своих аппаратах хорошо слышали. Слышали каждый день и в любой обстановке: в школе, на переменке, дома, на игровой площадке. И на основе этого восстановленного слуха уже выстраивать реабилитацию.

    Итог напряженной работы и специалистов, и самих детей, и их родителей - ребята поехали домой с индивидуально настроенными мощными слуховыми аппаратами, которые помогут им в адаптации в социальной среде.

    Поделиться