Цена билетов "кусалась" - от четырех до 35 тысяч рублей. Но если за полчаса до начала в зале еще были свободные места, то к началу действия партер в Театре на Таганке стремительно заполнился. А бинокли в гардеробе были разобраны - зрители пришли посмотреть на героиню фильмов "Римские приключения", "Жизнь прекрасна" и "Укрощение строптивого" в ее новом амплуа - чтицы и рассказчицы. А еще - чтобы послушать любимую музыку Людвига ван Бетховена и его письма к Вольфгангу Гете и несколько - к любимой женщине. Многие из них - малоизвестные, что тоже добавляло спектаклю интриги и притягательности…
Большой видеоэкран на заднике сцены, камерный ансамбль - фортепиано, кларнет, виолончель - играющий музыку Бетховена, и Орнелла Мути, то задумчиво слушающая мелодии, сидя в кресле, а то выходящая на авансцену и читающая их по листам, разложенным на высокой подставке-пюпитре - своим магическим хрипловатым голосом. Зрители любовались любимой актрисой, по-прежнему очаровательной и стройной. Жаль, снимать из зала было строго запрещено, очевидно, чтобы не отвлекаться от действа. Впрочем, помимо атрибутов моноспектакля, его, по сути, и не было.
Динамики происходящему мог добавить видеоряд, но он помимо слайдов чаще всего транслировал в русском переводе тексты, которые Орнелла Мути обаятельно и артистично читала по-итальянски. Пусть иногда слова на экране и не поспевал за строчками в ее живом прочтении. Да, может, порой не хватало более личного сопереживания содержанию писем или еще толики эмоций при их исполнении. А иногда - ощущения боли и страдания, которые маялись и рвались оттуда наружу. Но, очевидно таким и был замысел режиссера: контрапункты, музыка, оттеняющая слова гениев, озвучивание мыслей и идей таким образом, чтобы их накал и драйв именно так дополняли классику и лучше запоминались зрителями…
В целом из выбранных писем и цельного действа не совсем было понятно, отчего у спектакля именно такое название - "Бетховен - героическая жизнь гения". Может быть, одних писем для этого оказалось мало и в постановку стоило бы добавить и какие-то истории, случаи и фрагменты не простой биографии композитора, рассказывая которые Орнелла Мути тоже смогла бы продемонстрировать свой исключительный талант.
В кулуарах поговаривали о том, что актриса хотела бы поехать с этим спектаклем по России. И, возможно, к тому времени в постановке "Бетховен -героическая жизнь гения" добавятся еще какие-то важные сценарные или режиссерские идеи или письма для сюжета.
Итальянская кинозвезда не впервые показывает в России новые грани своего таланта. Пять лет назад на сцене Государственного Кремлевского дворца состоялась российская премьера международного театрального проекта-балета с элементами оперы - "Хрустальный дворец". А в нем как раз участвовали артисты Большого и Михайловского театров, и - Орнелла Мути.