24.11.2023 14:40
    Поделиться

    Все дело в цифре

    В России формируется единая цифровая платформа, которая объединит все меры соцподдержки. С ее помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов, а работодатели - проще и быстрее передавать необходимые сведения в Социальный фонд России. Согласно принятой правительством Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, процесс должен завершиться к 2025 году. Какие электронные услуги можно получить на сегодня - "РГ" разбиралась вместе с экспертами Социального фонда.

    Главный принцип работы фонда - проактивность. Это не раз отмечалось в выступлениях главы ведомства Сергея Чиркова. "Мы предоставляем помощь по принципам социального казначейства. То есть инициативно приходим с выплатами при наступлении того или иного жизненного события. Переход на электронный формат позволил реализовать такой подход по больничным. Мы стараемся распространить принцип проактивности на все наши выплаты и страховые пособия. Например, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие одному из родителей, который ухаживает за ребенком в первые полтора года его жизни, выплачиваются автоматически, - уточнил председатель Социального фонда. - Так же работает и электронный листок нетрудоспособности. Для него не надо нести работодателю справку о зарплате с прошлого места работы, все происходит автоматически. Информация о больничном и о сумме выплат находится в личном кабинете на портале "Госуслуги". Там можно отследить, когда был открыт лист, когда продлен и когда закрыт, какой размер пособия начислен. А самое главное, выплата приходит без каких- либо обращений куда бы то ни было - сразу после того, как закрылся листок нетрудоспособности".

    Электронный листок нетрудоспособности - далеко не единственная услуга соцфонда, предоставляемая без непосредственного участия человека. Меры поддержки, оказываемые гражданам проактивно, уже сегодня охватывают многие жизненные обстоятельства от рождения и до выхода на пенсию.

    Цифровизация помогает охватить социальной поддержкой все население страны

    Как воспользоваться электронными сервисами?

    Услуги, предоставляемые СФР в электронном виде, можно получить через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись. Зарегистрироваться на ЕПГУ можно по ссылке. Но те, кому сложно разобраться с компьютером (либо в случае отсутствия интернета), могут пойти обычным путем - обратиться в территориальное отделение МФЦ.

    Какие цифровые сервисы для граждан уже работают?

    Сейчас через ЕПГУ можно получить наиболее востребованные услуги Социального фонда. Например:

    - установить, назначить и оформить выплату страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

    - получить сертификат на материнский (семейный) капитал и выписку об остатке средств на нем, подать заявление о распоряжении всеми или частью средств сертификата;

    - получить информацию о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

    - получить справку о статусе предпенсионера;

    - рассчитать примерный размер будущей пенсии с помощью Пенсионного калькулятора;

    - передать сведения о транспортном средстве, находящемся в собственности или перевозящем человека с инвалидностью, чтобы иметь право пользоваться бесплатными парковочными местами;

    - получить информацию о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

    - получить справку о выплатах: пенсии, пособиях;

    - подать заявление об инвестировании средств пенсионных накоплений, получить принятое решение.

    От первого лица

    "Мы развиваем наши цифровые сервисы таким образом, чтобы они становились как можно более простыми и удобными для людей, чтобы никому не приходилось прилагать излишние усилия для получения различных мер поддержки и выплат. Цифровая платформа, первую очередь которой мы запустим уже в начале следующего года, нам в этом поможет", - отметил Сергей Чирков.

    Электронные сервисы в деталях

    Электронный сертификат на технические средства реабилитации

    Электронный сертификат - удобный способ для людей с инвалидностью оплатить технические средства реабилитации (ТСР). Он действует на территории России с 2021 года. На сегодняшний день почти каждое пятое ТСР приобретается с помощью электронного сертификата. Процесс приобретения необходимых изделий для реабилитации похож на привычную покупку в интернете. Оплата производится при помощи банковской карты "МИР", на которую записан электронный сертификат определенного номинала. Сами деньги непосредственно на карту не перечисляются, а резервируются в Федеральном казначействе. В момент покупки сумма электронного сертификата перечисляется напрямую продавцу. Покупатель может выбрать магазин, производителя и сам товар.

    Электронная трудовая книжка

    Документ введен с 1 января 2020 года. Электронная трудовая книжка (ЭТК) обеспечивает постоянный и удобный доступ к информации о трудовом пути и существенно упрощает кадровый учет. Для тех, у кого уже была оформлена бумажная трудовая книжка, переход к цифровому формату добровольный. Посмотреть сведения электронной трудовой книжки можно в Личном кабинете на портале "Госуслуги". При необходимости можно получить и бумажную выписку из электронного документа, хотя они имеют равную юридическую силу.

    Электронные сервисы для работодателей

    "Работодателям "цифра" упрощает работу по предоставлению в фонд данных: меньше бумажной документации, меньше вероятности сделать ошибку при заполнении сведений. Отпала необходимость в справках о зарплате для расчета больничных: все необходимые сведения Социальный фонд получает по межведомственному взаимодействию напрямую от Налоговой службы", - пояснил Сергей Чирков.

    К работодателям цифровой формат пришел сразу с нескольких сторон. С 2023 года введена единая форма сведений (ЕФС), заменившая сразу 5 отчетов. Это существенно снизило количество представляемых документов и нагрузку на систему. Также в электронном виде теперь можно подтвердить основной вид экономической деятельности и оформить субсидии за трудоустройство безработных.

    "Соцфонд в силу своих функций обслуживает все население страны. Мы фактически являемся единым окном для предоставления всех федеральных мер социальной поддержки, начиная от пособий беременным женщинам и заканчивая пенсиями по старости. Без цифровизации было бы сложно обслуживать такое количество людей. Но главное, цифровизация поменяла философию наших услуг. От тезиса, что граждане сами должны собирать все документы, мы в итоге пришли к тому, что все это должен делать фонд", - говорит глава СФР.

    КОРОТКО И ЯСНО

    Более 90% работодателей уже подают отчетность в фонд в электронном виде.

    85% выплат назначается всего по одному заявлению.

    85% обращений граждан в фонд -это электронные заявления.

    116 сервисов фонда доступны на портале "Госуслуги".

    В 2024 году число беззаявительных мер поддержки достигнет 10 (сейчас их 8).

    Поделиться