24.11.2023 16:40
    Поделиться

    Сбер: Возможности обслуживания клиентов становятся безграничными с помощью искусственного интеллекта

    Сегодня завершает работу трехдневная международная конференция "Путешествие в мир искусственного интеллекта" (AI Journey 2023), организатором которой стал Сбер. В многочисленных выступлениях и дискуссиях шел разговор о том, что сегодня делают правительство, другие органы власти на всех уровнях, бизнес для развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их внедрения во все отрасли экономики и социальной сферы.

    В настоящее время Сбер применяет более 200 моделей искусственного интеллекта в работе с корпоративными клиентами. И до конца года рассчитывает получить финансовый эффект от их внедрения в работу с бизнесом свыше 100 млрд рублей. Сегодня искусственный интеллект используется в кредитовании, комплаенс, персональных предложениях клиентам, сервисных коммуникациях, оптимизации процессов, обработке голоса, моделях оттока, ценообразовании и других сегментах. Об этом в кулуарах конференции AI Journey рассказал журналистам заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов.

    "Мы прогнозируем, что к концу 2023 года корпоративный портфель онлайн-кредитования Сбера, в котором применяются технологии искусственного интеллекта, превысит 1,2 трлн рублей, - сказал он. - Это более чем в два раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Основными драйверами роста корпоративного портфеля онлайн-кредитования выступают розничная торговля, связь и телекоммуникации, а также нефтегазовая промышленность".

    Для кредитных специалистов 83% отраслей корпоративного бизнеса доступен инструмент построения финансовых моделей с использованием искусственного интеллекта. В кредитном процессе участвуют более 2 000 финансовых моделей с применением ИИ. Например, новым вызовом для онлайн-кредитования стало проектное финансирование застройщиков жилой недвижимости с автоматическим принятием решения, в котором применяются ML-модели и алгоритмы, что сокращает срок одобрения кредита минимум в пять раз. Сейчас технология проходит апробацию на небольшом пуле клиентов, уже есть первые одобренные и заключенные сделки. К концу года планируется масштабирование технологии.

    Недавно Сбер провел первую в России сделку, где договор о предоставлении банковской гарантии был заменен смарт-контрактом на блокчейн-платформе банка. Клиент инициировал работу смарт-контракта транзакцией из своего электронного кошелька. Фактически это новый рынок услуг в области децентрализованных финансов, который, как считают в Сбере, изменит существующий порядок заключения и исполнения сделок: сделает их безопаснее, оперативнее и дешевле.

    Банк постоянно развивает линейку кредитных онлайн-продуктов с применением искусственного интеллекта. Сегодня более 80% выдач кредитов малому и микробизнесу, а также решений по краткосрочному кредитованию сегмента среднего и крупного бизнеса реализуется онлайн с применением технологий ИИ.

    Как сообщил Анатолий Попов, Сбер выводит на рынок собственную платформу анализа клиентских коммуникаций Voice AI, созданную на базе внутреннего продукта банка. При помощи искусственного интеллекта решение поможет бизнесу повышать качество коммуникации с клиентами, выявлять и устранять мошеннические схемы, повышать лояльность клиентов и предупреждать конфликтные ситуации. Модели будут анализировать разговоры, выявлять тренды, искать паттерны, классифицировать диалоги и строить отчеты. Сейчас платформа поставляется в режиме on-premis, но уже в 2024 году планируется ее продажа как SaaS-решения даже для небольших компаний. Ее внедрением займется дочерняя компания Сбера - Бизнес Софт.

    "Сбер предлагает корпоративным клиентам решения в области предиктивной аналитики с использованием искусственного интеллекта и big data. СберАналитика разработала новый AI-модуль для прогнозирования потребительской выручки, который поможет бизнесу выбрать локацию для открытия новой торговой точки. На основании транзакционной активности в торговой среде и географических параметров будут определяться наиболее перспективные локации в городе. Точность модели прогнозирования товарооборота составляет 90%. При этом в 80% подобранных локаций заказчик достигает спрогнозированной эффективности", - поделился подробностями зампред Сбербанка.

    В контактном центре Сбера для обслуживания юрлиц применяется комплекс моделей машинного обучения, которые обрабатывают текст диалога клиента и оператора, логи телефонной станции, данные из IVR, историю обращений. Внедрение этих технологий позволило увеличить интегральный показатель качества обслуживания корпоративных клиентов (CSI) с 63% до 78,5% в течение 2023 года.

    С помощью искусственного интеллекта Сбер научился предсказывать выручку клиентов малого бизнеса на конец года. Модель машинного обучения анализирует прошлогоднюю отчетность предприятия, динамику оборотов, место и срок ведения бизнеса, вид деятельности. Этот прогноз позволяет лучше оценивать потенциал бизнеса, точнее рекомендовать пакеты услуг, правильно оценивать лимиты по кредитам.

    Более 1 000 компаний среднего и крупного бизнеса проходят цифровую трансформацию со Сбером. По данным Попова, 90% корпоративных клиентов банка задумываются о цифровой трансформации, но только 30% понимают, с чего начинать. Если смотреть отраслевую структуру, то 15% компаний, проходящих цифровую трансформацию со Сбером, заняты в сфере недвижимости, 11% - в сфере розничной торговли и 9% - в области пищевой промышленности. Приоритетными технологиями в проектах остаются искусственный интеллект, облачные решения, финтех и web 3.0. К 2026 году банк планирует нарастить число компаний-участников цифровой трансформации до 8 000.

    Поделиться