Почему успех правых на выборах не отразится на политике Нидерландов

На парламентских выборах в Нидерландах победила крайне правая "Партия свободы" Герта Вильдерса, получив 37 мест из 150. В европейской либеральной прессе успех евроскептической и антиисламской политсилы называют "шоком", однако смогут ли результаты голосования реально повлиять на политическую ситуацию в Нидерландах и ЕС - большой вопрос.
После оглашения результатов голосования Вильдерс заявил: "Мы будем править".
После оглашения результатов голосования Вильдерс заявил: "Мы будем править". / AP

Вильдерс шел на выборы с предложениями об ужесточении миграционной политики, говорил о необходимости ограничений для ислама в стране, высказывался за проведение референдума о выходе из Евросоюза. То есть выступал по темам, которые заботят голландцев намного больше, чем навязанная Евросоюзом толерантность, многообразие и экологическая повестка. Поэтому партия Вильдерса набрала на нынешних выборах в два раза больше голосов, чем в 2021 году. После оглашения результатов Вильдерс заявил, что его партию больше не будут игнорировать элиты. "Мы будем править", - заявил он. Но несмотря на победные реляции, Вильдерс выдает желаемое за действительное. Маловероятно, что традиционные политические силы позволят ему возглавить правительство, несмотря на то что лидер "Партии свободы" готов отказаться от антиисламской риторики ради создания коалиционного кабмина. Для местных политических элит Вильдерс слишком токсичная фигура - уже все политсилы Нидерландов отвергли возможность союза с его партией.

Но даже если представить невозможное, что партии Вильдерса позволят встать у руля страны, то и в этом случае не приходится ждать серьезных реформ, за которые голосовали избиратели. В европейских странах такое происходило неоднократно. В Италии правые партии "Лига" и "Братья Италии" шли на выборы с лозунгами о необходимости положить конец "диктату Европы". Но после победы их лидеры тут же отправились договариваться в Вашингтон и Брюссель и о предвыборных обещаниях быстро забыли. Вильдерса поддержал премьер Венгрии Виктор Орбан, пожалуй, единственный европейский лидер, который на деле пытается противостоять европейский бюрократии. Он назвал произошедшее в Нидерландах "ветром перемен". Хотя и Орбан понимает - реальных изменений в политике Нидерландов ждать вряд ли стоит.

Между тем

Европарламент проголосовал за проведение масштабной реформы Евросоюза. Депутаты предлагают передать Брюсселю новые полномочия в самых различных сферах, включая оборону и внешнюю политику, создать общеевропейские вооруженные силы, отменить право вето при принятии решений в совете ЕС, а также реформировать органы управления союзом. Такой реформы уже много лет добиваются ряд западноевропейских стран, и в первую очередь Германия и Франция. В последнее время, на фоне перспективы дальнейшего расширения Евросоюза, эти требования усилились.

В Берлине и Париже опасаются, что вступление в союз новых членов парализует и без того сложный процесс принятия решений в Брюсселе. Поэтому предлагаемые изменения направлены на дальнейшую централизацию власти в руках европейских институтов и ослабление национальных государств. Последние не только лишатся значительной части своих полномочий, но и потеряют возможность использовать право вето, как это, например, делает сейчас Венгрия. Принятое Европарламентом решение носит рекомендательный характер, но оно необходимо для начала подготовки реформ. Уже на этапе голосования в Европарламенте инициатива была принята с небольшим перевесом - против нее выступила почти половина депутатов. "Это попытка захватить Европу с тем, чтобы создать вместо ЕС антиутопическое сверхгосударство и низвести страны-члены до положения регионов", - заявил во время обсуждения проекта реформ польский депутат Яцек Сариуш-Вольский.

Подготовил Василий Федорцев