Истребители F-16 на Украине долго летать не будут
Алексей Леонков: За последние недели Украина потеряла около 40 самолетов
Сергей Мамонтов/РИА Новости
09.11.2023 19:38
09.11.2023 19:38
Поделиться
Новость со ссылкой на источники о том, что Украина получила первую партию из нескольких истребителей F-16, может иметь под собой реальную основу. Мы знаем, что США, их союзники по НАТО в последнее время не афишируют поставки ВСУ вооружений и техники. Они надеются, что застанут нас врасплох, сработает эффект неожиданности, и Российская армия пропустит несколько чувствительных ударов, прежде чем начнет противодействовать новому оружию.

Конечно, это весьма наивная логика. Самолет - это не иголка в стоге сена. Несомненно, наша разведка отслеживает все вероятные маршруты их попадания на Украину и места их вероятного базирования.

Если вспомнить недавние заявления Пентагона, то Украина должна была получить истребители F-16 не раньше весны 2024 года. Видимо, в Белом доме решили ускорить эти процессы, так как ситуация на линии боевого соприкосновения для Украины сейчас складывается для них очень печально.

Первые истебители F-16, которые Нидерланды передали Украине, уже прибыли в Румынию. Фото: Royal Norwegian Air Force

По данным, которые публикует ряд наших военкоров, партия из нескольких истребителей в разобранном виде была отправлена из Польши на Украину. Можно предположить, что собраны они будут где-нибудь в секретных цехах под Львовом или Ивано-Франковском. Вполне понятно, зачем НАТО хочет использовать на Украине истребители F-16. В первую очередь эти самолеты позволяют использовать сопряжение всей западной номенклатуры ракет и бомб с бортовым оборудованием самолета. То есть техникам не нужно будет больше ломать голову, как приделать британскую ракету Storm Shadow к советскому Су-24. Таким образом увеличивается номенклатура боеприпасов, которые можно использовать, по сравнению с тем, что есть сейчас. Несмотря на то, что самолеты будут поставляться по принципу: "заберите то, что нам не нужно". F-16 в целом более новый самолет с более широкими возможностями применения. Он явно лучше, чем украинская модернизация МиГ-29, сделанного еще в СССР, и по маневренности, и по возможностям применения бортового оборудования.

Местом базирования для них с большой долей вероятности должен стать аэродром Староконстантинов в Хмельницкой области. Это один из двух аэродромов на Украине, которые получили сертификат НАТО. На нем установлено навигационное оборудование для "слепых" посадок самолетов, подаренное американцами, взлетно-посадочная полоса приведена в соответствие со стандартами НАТО. Второй аэродром, который дорабатывали американцы, подготавливая плацдармы для своей авиации, - в Полтавской области под Миргородом. Авиабаза Староконстантинов в приоритете для США потому, что при ее строительстве еще при СССР было возведено более 40 бетонных арочных укрытий для защиты самолетов от ударов с воздуха. К тому же она находится под плотным прикрытием украинской ПВО. Конечно, мы регулярно наносим удары и по Староконстантинову, и по Миргородской базе. В том же Староконстантинове были уничтожены склады с ракетами Storm Shadow, были поражены несколько самолетов Су-24, которые были переделаны в носители этих ракет. По аэродрому в Миргороде, откуда периодически взлетают носители британских крылатых ракет, на днях также был нанесен мощный удар. Однако проблема капониров, где можно укрыть самолеты, пока остается. Вместе с тем подготовка аэродрома к принятию американских самолетов должна вестись очень тщательно. Необходимо прокладывать новые электрические сети, подгонять туда натовские топливозаправщики, подготавливать прочее сопутствующее оборудование, массово переобучать технический персонал для обслуживания нового вида техники. Такой ажиотаж на аэродроме для нашей разведки не сможет пройти незамеченным.

Вполне возможно, что в качестве аэродромов базирования будут использованы Польша и Румыния, а площадки на Украине - в качестве аэродромов подскока. Но в этом случае можно будет утверждать, что с территории этих стран наносятся удары по российским объектам и они становятся законной целью уже для наших атак. Пойдет ли на такой риск руководство Румынии и Польши, вопрос пока открытый. Кстати, на днях генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что первые F-16, которые Нидерланды решили передать Украине, уже прибыли в Румынию.

Истребители доставлены на авиабазу Фетешть, где будет проходить обучение украинских пилотов. Правда, сколько времени займет обучение, неизвестно. Видимо, НАТО уже намерено прощупать нашу официальную позицию по этому вопросу.

Вместе с тем можно смело утверждать, что если первые самолеты F-16 появятся в воздушном пространстве Украины, значит, за их штурвалом сидят не украинские, а западные пилоты. Начальное переобучение пилота на истребитель F-16 по американским стандартам длится минимум девять месяцев. Украинские летчики только приступили к азам пилотирования F-16 и к активной боевой работе еще просто не готовы.

Можно предположить, что Минобороны России было прекрасно осведомлено о появлении первых истребителей НАТО на Украине уже в этом году. Поэтому наша система противовоздушной обороны была усилена системами С-400 с новейшими гиперзвуковыми ракетами с активной головкой самонаведения. Локатор С-400 способен засечь на расстоянии 400 километров, а если в дело включается самолет дальней радиолокационной разведки А-50У, то эта дистанция увеличивается вдвое. За последние недели Украина уже потеряла около 40 самолетов.

Думаю, американцам был сделан толстый намек но то, что этот самолетопад может продолжиться уже с участием истребителей США. Атаку такой ракеты они просто не заметят, а увернуться от ракеты с активной головкой самонаведения не хватит времени.

Если подводить краткий итог, то с учетом системы ПВО, развернутой в зоне спецоперации, самолеты F-16 на Украине точно долго летать не будут и уж тем более не окажут какого-либо значимого эффекта на ход боевых действий.

Подготовил Александр Степанов

Алексей Леонков
военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества"
Поделиться