Новации крайне важны: на фигурантов дел по экономическим преступлениям распространяются защитные меры. Например, арест возможен лишь в крайних случаях. Однако на практике правоохранители часто пытаются представить бизнесмена обычным уголовником, чье место - в тюрьме.
Естественно, если предприниматель кого-то убил или ограбил, то никакие специальные правила к нему не применяются. Защитные меры действуют только в ситуациях, где речь идет именно об экономических преступлениях. Цель особых правил - позволить бизнесу спокойно работать. Если предприниматель что-то нарушил, должен ответить. Однако следствие не вправе превращать жизнь бизнесмена и его компании в кошмар, чтобы получить на этом какие-то бонусы.
Как рассказывают правозащитники, нередко уголовное дело заканчивается ничем, но бизнес при этом разоряется.
Недобросовестные правоохранители нередко пытаются обойти правила. Например, выставить дело так, будто человека обвиняют в уголовной афере. Вроде игры в наперстки. Между тем у бизнесмена просто возник конфликт с партнерами, и они решили, что он с ними не совсем честен. По словам юристов, нередко такие конфликты должны решаться в рамках арбитражных процессов, а вовсе не уголовных дел. Если следствие считает иначе, оно должно обосновать свои обвинения, не выходя за флажки.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что принятые поправки к Уголовно-процессуальному кодексу направлены на усиление процессуальных гарантий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, совершенных в связи с осуществлением ими такой деятельности.
"Установленные законом критерии разграничения преступлений, совершенных в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, и преступлений, не связанных с такой деятельностью, позволят минимизировать трудности при оценке возможности распространения на лиц, осуществляющих указанную деятельность, специальных правил, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в отношении таких лиц", - пояснил Владимир Груздев.
Он напомнил, что в этом году был принят закон, уточнивший основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций.
"Также предусматривается, что продление срока содержания под стражей и срока предварительного расследования будет осуществляться с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ и иного приравненного к нему руководителя следственного органа. Подобная мера призвана защитить бизнес от искусственного затягивания уголовных дел. В целом государство делает системные шаги, направленные на повышение гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования и излишне строгих санкций", - рассказал Владимир Груздев.
Предполагается, что новые нормы, как принятые, так и обсуждаемые, позволят шире применять гуманные меры пресечения. Например, залог или домашний арест. Согласно закону, при выборе меры пресечения для предпринимателей и топ-менеджеров коммерческих организаций в обязательном порядке в качестве приоритетной должна рассматриваться мера, позволяющая подозреваемому или обвиняемому продолжать вести бизнес.
Кстати, в принятом еще летом законе также закреплены критерии, как отличить преступления в сфере предпринимательства от других категорий преступлений. То есть законодатели постарались предельно четко и конкретно прописать нормы, чтобы нигде не возникало путаницы. Вот статья УК, подпадающая под критерии, и вот фигурант, подпадающий под критерии. Значит, защита должна включаться.
В частности, экономическим считается преступление, совершенное "индивидуальным предпринимателем в ходе осуществления им самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и (или) при управлении принадлежащим ему имуществом, используемым для такой деятельности".