В Музеях Московского Кремля проходит выставка "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

До 14 января будущего года в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы можно посмотреть выставку, посвященную Оружейной палате периода осмысления национальной истории в XIX веке. Проект посвящен тому, как переплетаются вымысел и действительность в истории уникальных памятников из кремлевского собрания.

Это подлинные вещи из собраний музеев. Казус в том, что они были созданы в XVII веке и не имели отношения к древним персонажам русской истории, которым приписывалось владение ими.
Это подлинные вещи из собраний музеев. Казус в том, что они были созданы в XVII веке и не имели отношения к древним персонажам русской истории, которым приписывалось владение ими. / пресс-служба

Предания окружали предметы из царской казны на протяжении столетий: особенно долговечной оказалась легенда о дарах, якобы присланных византийским императором великому князю Владимиру Мономаху. Но в начале XIX века любители древностей переосмысляют эти предания и создают новые мифы. В Оружейной палате, учрежденной в качестве музея императором Александром I в 1806 году, закладываются основы изучения музейного собрания. При этом многие вещи получали вымышленные атрибуции, подчеркивавшие их связь с известными русскими правителями.

Благодаря работам исследователей Оружейной палаты и авторов путеводителей XVIII-XIX веков в кремлевском собрании появились "детские доспехи великого князя Дмитрия Донского", "шлем Св. Александра Невского", "шлем, наручи и щит князя Мстислава Владимировича", "сабля и цепь великого князя Владимира Мономаха", "шлем великого князя Юрия Всеволодовича", "посохи Андрея Боголюбского и Ивана Калиты". На самом деле эти памятники были созданы в XVI-XVII веке и не имели никакого отношения к названным персонажам русской истории, которые жили гораздо раньше.

Такой известный экспонат Оружейной палаты как Костяной трон в XIX веке воспринимался как дар, якобы поднесенный греческим послом великому князю Ивану III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог.

Трон (приписывался великому князю Ивану III и царю Ивану IV Грозному). Москва, Оружейная палата (?), 1654–1667; отдельные пластины спинки и двуглавый орел над ней – Москва, XIX в. (?). Музеи Московского Кремля. Фото: пресс-служба

Позже он и вовсе обретает нового вымышленного владельца в лице царя Ивана Грозного - вполне возможно, из-за хорошо известной скульптуры М.М. Антокольского, изобразившего Ивана IV именно на этом троне.

Иван Грозный. Скульптура. Марк Матвеевич Антокольский. Санкт-Петербург, 1870-е гг.; отливка – Париж, 1901–1902.Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург. Фото: пресс-служба

Фантастической биографией обзаводится и созданная в 1682 году Шапка Мономаха второго наряда - она становится "венцом великой княгини Ольги", которая вывезла его из Царьграда, а также короной, которая "употреблялась царем Иоанном Васильевичем в меньших выходах".

Шапка Мономаха Второго наряда. (в начале XIX в. считалась короной Таврической и венцом княгини Ольги). Москва, мастерские Кремля, 1682.Музеи Московского Кремля. Фото: пресс-служба

Экспозиция включает более ста тридцати предметов из коллекции Музеев Московского Кремля и российских музеев - ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Русского музея, ГМЗ "Царское село", Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея истории религии, ГМЗ «Петергоф», Златоустовского городского краеведческого музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Посетители узнают о патриотическом подъеме, вызванном наполеоновскими войнами, и увлечении Средневековьем в эпоху романтизма, особенно ярко проявившихся в эпоху Николая I. Они также познакомятся с причинами возникновения исторических мифов, выяснят, какие экспонаты имеют двойную атрибуцию – реальную и легендарную, и почему некоторые легенды Оружейной палаты живы до сих пор.

Время проведения выставки: до 14 января 2024 года. Выставочный зал Успенской звонницы, Выставочный зал Патриаршего дворца.