12.10.2023 14:51
    Поделиться

    Интернет-торговля спиртным - какой ей быть

    Большинство принявших в опросе подписчиков Telegram-канала "Российской газеты" не возражали против возможной легализации онлайн-торговли алкоголем. Россиян, которых волнуют конкретные условия организации такой торговли, оказалось больше тех, кто сомневается в правильности такого решения. Это, конечно, не до конца репрезентативное исследование, настоящими занимаются признанные социологические институты, но определенный срез мнений наиболее активной части населения, "живущей в интернете", здесь все же представлен.

    К активному обсуждению законопроекта, предполагающего снятие ограничений на торговлю спиртосодержащими напитками в интернете, на этой неделе присоединились министерства. Так министр финансов Антон Силуанов на парламентских слушаниях в Совете Федерации заявил, что несмотря на плюсы и минусы инициативы, плюсов в легализации все же больше, если установить порядок и контроль за продажей - Минфин поддерживает инициативу.

    В свою очередь, чиновники из Минздрава заметили, что расширение каналов продаж алкогольных напитков может оказать негативное влияние. При этом, согласно опыту развитых стран, изученного Центром развития потребительского рынка Московской школы управления "Сколково", снятие запрета приводит к перераспределению продаж между разными каналами и не оказывает значимого влияния на общий уровень потребления алкоголя.

    Законопроект разработал и направил в правительство в начале лета сенатор Андрей Клишас, позже отозвав документ на доработку. Недавно зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов рассказал, что документ может быть рассмотрен уже этой осенью. По его словам, сейчас законопроект дорабатывается с учетом замечаний органов власти.

    Позиция производителей в целом - принять скорее легализацию, естественно, с учетом мнений противников, чтобы все было под контролем.

    Опрос, проведенный Telegram-каналом "Российской газеты", показал, что принявшие в нем участие не против возможных изменений. "Смотря, какие условия продажи/покупки будут" - так звучал второй по популярности ответ. Меньше всего опрошенных усомнились в перспективах принятия поправок.

    В России сегодня сложилась опасная ситуация, которую и пытаются исправить народные избранники - несмотря на то, что продажа алкогольной продукции дистанционным способом законодательно запрещена, согласно результатам всероссийского опроса ВЦИОМ, 79% россиян не знают о существовании такого запрета.

    Особую обеспокоенность вызывает заблуждение потребителей о том, что контрафактную, несущую прямую угрозу здоровью, продукцию с одинаковой вероятностью можно встретить как в традиционной рознице, так и при заказе алкоголя в интернете. Однако, это не так - по мнению некоторых экспертов, каждая вторая бутылка, нелегально продающаяся в интернете, является контрафактом со всеми возможными рисками.

    В последние годы властям удалось достичь впечатляющих успехов в области контроля за алкогольной продукцией. За счет введения систем цифрового государственного мониторинга, работы Росалкогольтабакконтроля и внимания со стороны общественных организаций удалось практически искоренить распространение контрафактной продукции в традиционном ритейле и реализацию спиртных напитков среди несовершеннолетних.

    Однако преимущества интернет-торговли, среди которых экономия времени, простота и удобство выбора, вместе с привычкой совершать покупки онлайн делают продажу алкоголя в сети особенно популярной среди наиболее активной возрастной группы (21-44 лет). Думается, в целях достижения целей по повышению продолжительности жизни и охране здоровья граждан государственным органам необходимо выработать согласованную позицию по развитию рынка интернет-торговли алкоголем.

    Министр финансов Антон Силуанов в интервью на телеканале "Россия-24" объяснил, что позиция Минздрава, выступающего против интернет-торговли, заключается в том, что алкоголь вреден для человека. "Я не буду обсуждать эту мысль. Но, если ее продолжать, то тогда нужно запретить полностью торговлю алкоголем", - отметил он. По словам министра, интернет-торговля развивается, для людей комфортно заказывать продукцию через интернет-магазины, с доставкой, не нужно тратить время на походы в магазин. Однако возможность онлайн-покупки алкоголя нелегальным способом есть, и Минфин выступает за то, чтобы поставить этот вопрос под контроль. "Наша задача заключается в том, чтобы сделать для наших граждан удобным приобретение тех или иных товаров, будь то в магазине или в интернете", - подчеркнул он.

    В обществе в целом есть солидарная положительная позиция по вопросу расширения ассортимента товаров, представленных для покупки в интернете, в том числе алкогольной продукции, рассказал член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин. "Понимание того, как можно реализовать этот процесс, тоже есть. Для него созданы все необходимые условия. Ответственные противники инициативы должны перейти от вредной практики категорического неприятия к практике признания проблемы и предложения конкретных решений тех вопросов, которые, по их мнению, нуждаются в дополнительной проработке", - заявил сенатор.

    Сейчас существует огромный подпольный рынок нелегальной онлайн-продажи алкоголя, подавляющее количество товаров являются поддельными и наносят вред здоровью, отметил он. "Чтобы исключить нелегальный и безконтрольный оборот алкоголя по средствам онлайн-продажи, необходимо в кратчайшее время принять законодательные акты, которые выведут данный вид торговли из серой зоны", - подчеркнул Шейкин.

    Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз объясняет, что сегодня в России работают не менее десятка тысяч сайтов, продающих нелегальную продукцию. "Но государство почему-то ничего с этим сделать не может", - замечает он, подчеркивая, что во многих цивилизованных странах мира этот формат торговли спиртным успешно работает. Но большинство граждан России не будут пользоваться данной возможностью, даже те, кто высказывается за развитие рынка, считает Дробиз.

    Опрос Telegram-каналом "Российской газеты" и опрошенные эксперты подтвердили выводы проведенного ранее исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения - потребителям важны создание цивилизованного рынка и работающая надежная система государственного контроля за реализацией алкогольной продукции, учитывающая позитивные мировые практики, среди которых и возможная интернет-продажа подобной продукции.

    Поделиться