11.10.2023 02:00
    Поделиться

    Локомотив развития

    ОАО "РЖД" везет экономику страны в будущее
    1 октября 2023 года ОАО "Российские железные дороги" отметило свой двадцатилетний юбилей. За это время компания прошла огромный путь, став многопрофильным холдингом с серьезным инновационным потенциалом, который решает сложнейшие инфраструктурные задачи мирового уровня.
    За прошедшие десять лет на ВСЖД введено в эксплуатацию более 210 объектов.
    За прошедшие десять лет на ВСЖД введено в эксплуатацию более 210 объектов. / Михаил Хохряков

    Стройка нового века

    Восточно-Сибирская железная дорога находится в самом центре интересов компании. Неудивительно: здесь ведутся стройки, аналоги которым можно найти разве что в семидесятых годах прошлого века, когда по всей стране звенело новое слово - БАМ.

    В этом веке нагрузка на Байкало-Амурскую и Транссибирскую железнодорожные магистрали остается высокой, и эти транспортные артерии с трудом справляются с растущим объемом грузов. Решить проблему призваны комплексные проекты по развитию магистральной инфраструктуры, самый масштабный из которых - Восточный полигон.

    За прошедшие десять лет с момента начала реализации проекта на ВСЖД введено в эксплуатацию более 210 объектов, в их числе - более 200 километров главных путей, построен новый Байкальский тоннель протяженностью почти семь километров - самое мощное и современное сооружение на БАМе, оснащенное по последнему слову техники, в суровых условиях Севера построен второй железнодорожный мост через реку Лену.

    Восточно-Сибирской железной дороге в этом году предстоит построить на БАМе 23 объекта, связанных с энергоснабжением магистрали, проложить сплошные вторые пути на 16 участках, прежде всего вокруг крупных станций: Новая Чара, Таксимо, Лена. А также реконструировать станцию Северобайкальск.

    На Транссибе в прошлом году ВСЖД завершила реконструкцию станций Переемная, Андриановская, Онохой, ввела третий путь на участке Слюдянка 1 - Слюдянка 2 и тем самым ликвидировала последние барьерные места - отрезки, где по разным причинам скорость составов была ограниченна. А в этом году главная задача - реконструкция станции Большой Луг в Иркутской области, откуда начинается сложный горный участок по югу Байкала.

    Ко дню компании завершено строительство второго главного пути на участке Тайшет - Тагул, он расположен на участке Восточного полигона в Иркутской области. Новый путь построен в рамках масштабного инвестиционного проекта по увеличению пропускных способностей Транссибирской магистрали. Его протяженность составляет почти 13 километров, он соединяется с главным ходом Транссиба новыми путепроводами.

    Инженерные сооружения построили в рамках третьего этапа реконструкции станции Тайшет: один мост возведен в границах станции, где поезда из Абакана идут над главным ходом Транссиба, второй - над городской автодорогой. Длина пролетных строений новых путепроводов - от 11 до 17 метров, для их возведения потребовалось более 700 тонн металлических и железобетонных конструкций. Ввод в эксплуатацию второго пути на участке Тайшет - Тагул позволит увеличить грузопоток, следующий в направлении Дальнего Востока. При этом исключается пересечение маршрутов поездов на одном уровне.

    Технологии эффективности и безопасности

    Все новые и новые тонны грузов требуют от железной дороги не только ударных строек, но и реализацию эффективных высокотехнологичных проектов. В прошлом году погрузка на ВСЖД выросла на 5 миллионов тонн. Чтобы вовремя доставить такие колоссальные объемы, железнодорожники сокращали интервалы между составами, формировали тяжеловесные поезда весом 7100 тонн, отправляли соединенные контейнерные поезда в 127-147 вагонов (длина такого состава примерно 1,5 километра). Это стало возможным в том числе благодаря новым технологиям, которые сегодня регулируют движение составов.

    Последние четыре-пять лет на РЖД внедряются технологии подвижных блок-участков и виртуальной сцепки. Подвижный блок-участок - это, если совсем просто, заданное расстояние до идущего впереди поезда. Оно делится на зоны, каждая из которых имеет четкую протяженность: 560 метров от последнего вагона - это "красная" часть (защитная зона, которую нельзя нарушать ни в коем случае), затем начинается "красно-желтая", "зеленая". Бортовое оборудование локомотива снимает данные о расстоянии до идущего впереди поезда, учитывая при этом профиль пути (подъем, спуск, угол уклона), установленные ограничения скорости и другую информацию, загруженную в компьютер. Если дистанция между составами будет сокращаться, компьютер включит режим торможения, начнет увеличиваться - даст команду на разгон.

    Таким образом электроника поддерживает оптимальное расстояние между составами: соблюдая безопасность, но при этом рационально используя пути, не давая образовываться слишком большим промежуткам. Это целиком отечественная разработка с применением исключительно российского оборудования и программного обеспечения. На ВСЖД ее опробовали на участке между Слюдянкой и станцией Большой Луг. С помощью разработки интервал движения грузовых поездов сократили до шести минут.

    Виртуальная сцепка - похожая технология. Только в этом случае бортовой компьютер ведомого поезда ориентируется на цифровой сигнал о режиме тяги, который получает от впереди идущего поезда. Если ведущий состав затормозит, затормозит и ведомый. Если будет разгоняться первый поезд - ускорится и второй. Благодаря виртуальной сцепке движение попутно следующих составов осуществляется с минимальным интервалом.

    Технология движения поездов в режиме виртуальной сцепки (ВСЦ) была введена в ноябре 2019 года на полигоне Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, а с октября 2021 го ее апробация началась на Восточно-Сибирской магистрали. Сегодня ВСЦ активно применяется на Восточном полигоне. На ВСЖД составы по этой технологии отправляют шесть станций: Иркутск-Сортировочный, Тайшет, Улан-Удэ, Слюдянка 1, Зима, Нижнеудинск.

    Составы в режиме автоведения сближаются гораздо ближе в интервале попутного следования. Уже сейчас межпоездной интервал в рамках виртуальной сцепки может сокращаться до 6-8 минут. Таким образом, оптимизируя график, возможно высвободить провозные и пропускные способности для дополнительного провоза грузов.

    Пассажирам и бизнесу

    Железная дорога - это не только грузы, но и клиенты, которые эти грузы отправляют и принимают. Это пассажиры. И даже потребители электроэнергии: ВСЖД остается электросетевой организацией для тысяч абонентов. И никто не лишен внимания компании.

    В последние годы в Иркутске, Улан-Удэ, Тайшете и Северобайкальске открыты клиентские центры, где можно оформить все транспортно-логистические услуги по принципу одного окна. С их помощью удалось упростить процедуру заключения договоров и повысить качество обслуживания. Только с начала этого года в клиентские центры обратилось более 30 тысяч грузоотправителей.

    Кроме того, в августе 2018 года при ВСЖД был открыт клиентский центр энергообеспечения (КЦЭ), полностью отвечающий государственным стандартам для электросетевых организаций. Здесь потребители - и представители компаний, и обычные граждане - могут быстро и с комфортом решить свои вопросы, связанные с оплатой электроэнергии, обслуживанием сети и заключением договоров на технологическое присоединение. За пять лет работы КЦЭ консультации по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" получили свыше трех тысяч клиентов. Более 800 новых потребителей электрической энергии было подключено к сетям Восточно-Сибирской железной дороги.

    И конечно же, ВСЖД заботится об удобстве для своих пассажиров. За последние годы компания построила вокзалы на станциях Мысовая и Заиграево в Республике Бурятия, провела реконструкцию железнодорожных вокзалов в Улан-Удэ и Ангарске. А в этом году сделала подарок иркутянам: вместо устаревшего павильона пригородных касс город получил новый просторный трехэтажный корпус, выдержанный в стиле исторической части вокзального комплекса, который был построен в конце XIX века. Здесь разместились зал ожидания, кассы дальнего следования, кофейня, комната матери и ребенка. Новый корпус оборудовали лифтами и эскалаторами, установили автоматические камеры хранения.

    Нельзя забывать и про обновление подвижного состава. Только за последние два года на ВСЖД появилось 128 плацкартных и купированных вагонов нового модельного ряда, запущены новые поезда Северобайкальск - Москва, Иркутск - Кисловодск. Современная система кондиционирования, биотуалеты, душевые, индивидуальные розетки - все для комфортного путешествия под перестук колес.

    Кстати

    На Восточно-Сибирской железной дороге было сформировано ядро управления всем Восточным полигоном: именно в Иркутске в 2016-2018 годах создан Центр управления перевозками на Восточном полигоне, Центр управления содержанием инфраструктуры Восточного полигона, Восточная дирекция по эксплуатации путевых машин, служба по управлению тяговыми ресурсами, а также Центр управления сетью связи.

    Поделиться