08.10.2023 20:22
    Поделиться

    Эксперты "Валдайского клуба" - о выступлении президента России Владимира Путина

    Александр Дынкин, президент Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, академик:

    - Президент очень ответственно отнесся к проблемам эскалации украинского конфликта. Он подчеркнул, что главное - это достижение тех целей, которые сформулированы, - это денацификация и демилитаризация этой страны. Путин указал, что он абсолютно не против вступления Украины в ЕС, но категорически против вступления Украины в НАТО, поскольку это создает угрозу национальным интересам России.

    Есть ряд определенных экстремистов, которые призывают чуть ли не к применению тактического ядерного удара. Президент резко отмежевался от этой точки зрения

    Что до темы ядерной доктрины России, то есть ряд определенных экстремистов, которые призывают чуть ли не к применению тактического ядерного удара. Президент резко отмежевался от этой точки зрения. Тут даже нечего обсуждать. Единственное, на что согласился президент, это на то, чтобы выравнять состояние с точки зрения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Ведь США подписали, но не ратифицировали договор. Поэтому в ответ мы отменим свою ратификацию, ее отзывы уже планируется рассмотреть в Госдуме. Этот шаг Москвы должен стать жестом, на который противная сторона должна обратить внимание. Российский президент очень высоко оценил отношения России с Индией, а также роль Нью-Дели в процессе формирования многополярного мира. В следующем году Москва будет председательствовать в БРИКС, в который входит уже 11 стран. Путин напомнил, что идея организации сформировалась в России, эту идею выдвинул премьер Евгений Примаков в 1998 году. И эта идея не просто до сих пор жива - еще 17 стран готовы вступить в организацию. Путин обратил внимание на итоги прошедшего саммита "двадцатки", консенсус на котором был во многом достигнут благодаря Индии. Он говорил о том, что G20 изначально создавалась как экономическое объединение, что Запад пытается и пытается его политизировать. Премьер-министр Нарендра Моди, как опытный государственный деятель, смог противостоять политизации "двадцатки" и вынудил страны G7 присоединиться и подписать итоговую резолюцию.

    Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор:

    - Крайне важно, что президент России Владимир Путин в ходе своего выступления на пленарной сессии международного дискуссионного клуба "Валдай" затронул тему Азии. И если многие, в том числе в Азии, в частности в Китае, увидели в словах российского лидера очень разумную и рациональную оценку сути и истоков противостояния Запада и Востока, то я обратил внимание и на другую тему - цивилизационного диалога. В контексте этого аспекта Владимир Путин не сводит все к стандартной многополярности: правильный, но уже довольно избитый тезис. Он говорит о многоцивилизационности, что нравится Китаю и Индии, потому что они рассматривают себя в качестве цивилизаций, а не полюсов.

    Еще один момент связан с тем, что Владимир Путин пытается показать: Россия во многом выступает носителем тех тенденций, которые вообще назрели в мире. То есть борьбу за цивилизационный суверенитет. Президент РФ формулирует в том числе и те мысли, которые имеются в китайском политическом нарративе. Но Китай в силу своей традиции плохо формулирует их для западного мира, проще говоря, для западного рынка. У российского руководителя получается значительно лучше. Подавляющая часть блогеров в КНР, а практически вся речь Путина была переведена на китайский язык, отреагировали на выступление президента РФ не просто словами одобрения, а возгласами "Так держать! И нам так надо прямо и открыто заявлять свою позицию!". В свою очередь, официальные китайские СМИ, освещая выступление Владимира Путина, сказали, что его речь была нацелена во многом на формирование представления о Западе как о центре цивилизационной агрессии. И официальная пресса уделила большое внимание колониальному прошлому Запада, от чего страдали в Китае, Индии, Индонезии. Но китайская блогосфера оценивала не столько формулировки в речи российского президента, сколько впечатления от его выступления. У меня сложилось ощущение, что китайцы хотели бы увидеть заявление своего политического руководства в таком же ключе - четко, решительно, ясно.

    Россия во многом выступает носителем тех тенденций, которые вообще назрели в мире

    Долгое время азиаты, когда рассуждали о специальной военной операции (СВО) на Украине, часто спрашивали, а ради чего все это. Не в точном, а глобальном масштабе. То есть куда мы движемся. Как мне показалось, теперь в Китае понимают, почему Россия ввязалась в эту операцию. В КНР цитируют слова из выступления президента России, суть которых сводится к тому, что это не война с Украиной, а значительно более глобальное событие. И что еще очень важно: Путин дал историческую ретроспективу. Рассказал, откуда все это пошло. Коснулся он и того, что в свое время существовала идея о вступлении России в НАТО. У Китая ведь точно такая же история. Только Пекин не пытался вступить в Североатлантический альянс. Китайцы шли с открытой душой к Западу, собирались с ним мирно сосуществовать и торговать. На мой взгляд, Путин дает очень логичное объяснение, почему этого не получилось. Одна речь, конечно, вряд ли сможет запустить какие-то процессы в азиатских странах. Но в целом Азия находится в поиске новых смыслов и формулировок. Владимир Путин овладел вниманием азиатских зрителей, а теперь надо формулировать.