20.09.2023 19:02
    Поделиться

    Пятая в поколении художников

    С работой Александры Бардыш я впервые познакомился семь лет назад. В кабинете тогдашнего директора областного музея современного искусства Бориса Косвинцева висела акварельная работа с изображением кисти винограда. Почерк совершенно незнакомый - никто из местных художников так не писал. Поинтересовался авторством и в ответ услышал: "Это Сашкина акварель". О пятой в поколении художников рассказывает газета "Биробиджанер Штерн".

    В нашем городе есть только одна художница с таким именем - Александра Деревнина, но Борис Юрьевич не мог так фамильярно ее назвать. "Александра, моя внучка", - уточнил он.

    Подумал, что Борис Юрьевич шутит: не может пятнадцатилетняя девочка писать такие зрелые работы.

    А потом были и другие акварели. Между собой художники говорили, что ее работы по уровню не уступают акварелям профессиональных художников. Поэтому никто не удивился, когда ее "Натюрморт с черешней" был отобран на хабаровскую краевую молодежную выставку.

    Затем Александра участвовала в выставке "Серебряная волна" в Комсомольске-на-Амуре наряду с лучшими художниками-графиками Дальнего Востока.

    Мне пришлось быть членом жюри по отбору участников XVIII Молодежных дельфийских игр в 2018 году. Дельфийские игры - комплексные соревнования среди деятелей искусств высокого мастерства. Часто перед членами жюри различных конкурсов ставится нелегкая задача - выбрать лучшую работу из нескольких равнозначно хороших рисунков. На этот раз выбор был прост - портрет девушки, выполненный Александрой Бардыш, на порядок превосходил все представленные работы.

    Когда сестры-двойняшки Александра и Алиса учились в средних классах гимназии № 1, я полагал, что именно Алиса пойдет по стопам своих предков - художников Косвинцевых. Ведь именно ее детские рисунки с некоторыми изменениями копировал Борис Косвинцев, и в результате получались замечательные работы. Борис Юрьевич, художник с творческим воображением, придумывающий необычные сюжеты и разрабатывающий новые технические подходы в живописи и графике, не стеснялся позаимствовать интересные сюжеты у своей внучки.

    Алиса увлеклась химией, была победительницей нескольких олимпиад по этому предмету и поступила учиться в РХТУ имени Менделеева - крупнейший российский учебный и научно-исследовательский центр в области химических технологий. А изобразительное искусство выбрала Александра.

    После окончания школы Саша поступила учиться в МПГУ (бывший Второй московский государственный университет) на художественно-графический факультет. Учеба давалась легко. Девушка сразу же показала себя самой талантливой студенткой своего курса. В этом можно убедиться, посмотрев академический рисунок, являющийся основой изобразительного искусства. Как-то с одним известным биробиджанским художником мы рассматривали рисунок гипсовой головы Геракла, выполненный первокурсницей Александрой Бардыш. Мой коллега заметил:

    - Мы здесь надуваем от важности щеки, мол, члены Союза художников, но половина из нас не может работать на уровне этой девочки.

    Александра представляла свой университет в творческих конкурсах. Она становилась лауреатом Всероссийского межвузовского конкурса "Учебный рисунок. Творческая графика" и Всероссийского конкурса учебно-творческих работ студентов "Искусство реальности", заняв вторые места.

    Во время учебы юная художница освоила литографию - сложный жанр печатной графики. Надо сказать, что в нашей области литографией никто из художников никогда не занимался.

    Александра Бардыш не только обучалась живописи, рисунку и композиции, но и сама преподавала и участвовала в различных выставках. Она выставляла свои работы в Москве и на выставке акварели в Санкт-Петербурге. В эти дни в Музее современного искусства ЕАО проходит выставка пейзажных работ художников с академической дачи. Среди живописных произведений профессиональных художников достойно смотрятся этюды участницы этого пленэра Александры Бардыш.

    Студентке четвертого курса предложили преподавать в одной из московских художественных школ. Вскоре стали проявляться результаты ее преподавательской деятельности; за несколько месяцев уровень творческих работ ее учеников вырос настолько, что к молодой художнице стали переходить дети из других классов.

    Александра, девушка бесспорно талантливая. Был ли здесь "поцелуй сверху" или сработала генетическая память? Ведь она будет художницей в пятом поколении.

    Ее прапрадедушка Евлампий Николаевич Косвинцев был известным художником-плакатистом, карикатуристом. Работал в газетах "Правда" и "Известия". Его рисунки и плакаты хранятся в нескольких российских музеях.

    Прадедушка - почетный гражданин города Биробиджана Юрий Евлампиевич был известным спортивным тренером и фотографом. Окончил промышленное художественное училище по специальности "техник по изготовлению художественных фарфоровых изделий". В 1922 году юный художник Косвинцев проиллюстрировал сборник стихов Пимена Уральского "Пахнет порохом".

    Дедушка Александры Борис Косвинцев - известный дальневосточный художник, основатель и первый директор областного художественного музея, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

    Сашина мама Юлия Борисовна по профессии учитель изобразительного искусства, раньше на выставках можно было увидеть ее графические работы пейзажного жанра. Юлия Бардыш (Косвинцева) является автором герба ЕАО.

    Нынешним летом Александра Бардыш стала студенткой Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В это одно из лучших высших учебных заведений страны поступить очень сложно, творческий конкурс составил более десяти претендентов на одно место. Уже состоявшейся художнице предстоит учиться еще шесть лет.

    Я попросил Александру сфотографироваться рядом со мной. Возможно, в будущем, показывая это фото, я буду говорить: "Здесь я запечатлен с известной художницей…"

    Владислав Цап, почетный член Российской академии художеств

    Поделиться